Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:27, лекция
В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить».
1) эпоха массового производства;
2) эпоха массового сбыта;
3) постиндустриальная эпоха.
В эпоху массового производства (30-е годы XX в.) главные цели и задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижении себестоимости выпускаемой продукции.
Когда спрос на основные потребительские товары к началу 30-х годов XX в. стал близок к насыщению, успех в деятельности фирм стал определяться рыночной ориентацией. В результате этого главные задачи управления сместились в сторону рекламы и организации сбыта. Важнейшей характеристикой этого периода (эпохи массового сбыта) стала активная разработка новых видов продукции, более сложных технологий. Импульсы, радикально менявшие обстановку, исходили, главным образом, от фирм, бравших на себя ведущую роль и задававших стиль управления и темпы прогресса.
С середины 50-х гг. XX в. наступила эпоха, получившая название постиндустриальной. Современное общество (конец XX-начало XXI) веков называют также информационным. Общество достигло определенного уровня благосостояния. Преобладающим сектором национальных экономик стала сфера услуг, среди которых все большую долю занимают информационные. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, повысились требования со стороны покупателей товаров и услуг. Увеличились темпы изменений, изобретений в области новых и информационных технологий. В связи с этим проблемы производства, сбыта продукции и управления усложнились. Характеризуя эту эпоху, Питер Друкер назвал ее «эпохой без закономерностей».
Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главным ресурсом и продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
2.3.
Предтечи научного менеджмента
Шумерские жрецы (юг Ирака) вели деловые записи по снабженческим, контрольным, плановым и другим функциям.
Древние египтяне одними из первых начали решать вопросы управления, признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было обусловлено, в том числе, строительством пирамид и другими крупными проектами.
Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) создал свод из 285 законов управления различными сферами жизни общества (записанных на глиняных дощечках), установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности, выработал оригинальный лидерский стиль.
Вавилонский (Ассирийский) царь Навуходоносор II (604-562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Для этого он использовал цветные ярлыки, которыми помечали ежедневно поступающие партии сырья. То позволяло определить сроки их нахождения в производстве или на хранении. При нем сооружены Вавилонская башня и висячие сады.
Китайский ученый Сан Цу (500г. до н.э.) написал книгу «Искусство войны», где говорил о необходимости иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.
Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, указал, что идеальное государство состоит из трех сословий (правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники), первый высказал научные идеи о разделении труда. Он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, т.к. везде преуспеть у него нет возможности. Он выделил формы правления, в которых действуют законы (монархия, демократия) и в которых законы не действуют (тирания, олигархия).
Древнегреческий философ, родоначальник диалектики Сократ (469-399 до н.э.), проанализировал обязанности промышленника, торговца, военачальника и показал, что они у всех одинаковы. «Управление – это найти нужного человека, посадить его на нужное место и, дав задание, добиться его выполнения». То есть он сформулировал идею об универсальном характере управления.
Древнегреческий писатель и историк, ученик Сократа Ксенофонт (430-355г. до н.э.) дал первое известное описание преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни рабов).
Великий завоеватель, царский сын и воспитанник Аристотеля, создатель крупнейшей монархию древности Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками, создал орган коллегиального планирования и управления войсками – штаб.
В древнем Риме император Диоклетиан (243-316.) провел управленческие реформы, стабилизировавшие положение империи, назначив себе 3-х соправителей, разделил империю на 4 части, а их на 12 диоцезов. Он ввел в управлении государством строгую иерархию, служебную лестницу, разработал принцип иерархии и делегирования полномочий. В 303-304 гг. предпринял гонения на христиан.
Римский писатель Катон Старший (234—149 до н. э.) написал трактат «О земледелии», в котором указывал, что, объезжая свое поле, владелец должен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и что осталось сделать. После этого потребовать от управляющего отчета о проделанной работе, сравнить задания с результатом и получить объяснение, если часть их не выполнена. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи, чтобы тот понял.
В 1513 г. итальянский мыслитель Николо .Макиавелли (1469-1527) в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».
В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос; что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в 1651 г. и его соотечественник экономист Джеймс Стюарт (1712-1780) в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод был сделан тогда, когда капитализм еще в недостаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии.
Их соотечественник философ, социолог, юрист Иеремия Бентам (1748-1832) в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.
Великий английский экономист А.Смит (1723-1790) в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. А.Смит сделал анализ различных форм разделения труда, обосновал необходимость и значение специализации труда на примере производства булавок (до специализации один рабочий производил 10-12 булавок в день, а после специализации и объединения рабочих 10 рабочих вместе стали производить вместе 48000 булавок в день).
Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремится лишь около 12 процентов людей, в то время как к славе – почти 40 процентов.
Во второй половине XIX столетия наряду с эмпирическими рекомендациями в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов. Они помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда.
В 1813 г. английский ученый, социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам». В 1800-1828гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик, провел широкомасштабный социальный эксперимент на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия). Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха,- создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы. При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом производительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные – у лучших рабочих, зеленые – у средних, а желтые – у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, т.е. нормы перевыполнялись всеми работниками. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального партнерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению. Его попытки распространить свой эксперимент в Англии и США не увенчались успехом. Известное произведение Оуэна «Утопия» о принципах построения утопического социализма, справедливого демократического государства, отсутствия частной собственности, классов, «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Русский историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686-1750) управлял казенными заводами на Урале. В работе «Заводской устав» разработал свод правил по управлению металлургическими заводами Урала, включающие нормы коллегиального управления.
Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан английским математиком и изобретателем первой вычислительной машины Чарльз Бэббиджем (1791-1871). Он первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и составил перечень положительных моментов специализации:
Кроме того, Бэббидж разработал методики:
Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж поместил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.
Английский предприниматель Ричард Аркрайт (1732-1792), официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов и существенной экономии издержек. В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индустриальным управлением или, говоря современным языком, организацией производства Одновременно он сформулировал в «Фабричном кодексе» свод правил по управлению ткацкими фабриками Англии, которые включали такие правила, как казарменный режим для рабочих, ограничения в пище, физические наказания, штрафы (в основном вычетов из заработной платы) за невыполнение норм и плохую работу.
Информация о работе Условия и предпосылки возникновения менеджмента