Уровни менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:19, реферат

Описание работы

Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией.
К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
 понятие и сущность менеджмента;

Содержание

1. Основные категории менеджмента……………………………………………3
2. Уровни менеджмента…………………………………………………………..7
3.Принципы менеджмента………………………………………………………..9
4. Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный Университет

 

 

 

Контрольная работа

                                                  По дисциплине

                                    «Менеджмент» на тему

 

«Уровни менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил:       студент 3 курса

                                             ЭУ (заочное обучение)

 

 

 

 

2010

 

 

 

Содержание

 

1. Основные категории менеджмента……………………………………………3

2. Уровни менеджмента…………………………………………………………..7

3.Принципы менеджмента………………………………………………………..9

4. Список литературы……………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Основные категории менеджмента

Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией.

К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

                   понятие и сущность менеджмента;

                   виды менеджмента;

                   объекты и субъекты менеджмента;

                   функции менеджмента;

                   иерархия менеджмента;

                   организационная структура и схема управления;

                   принципы менеджмента;

                   методы менеджмента;

                   стиль руководства.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

       В зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или её звеньев - менеджмент подразделяют на следующие виды:

                   стратегический менеджмент;

                   инновационный менеджмент;

                   персональный менеджмент;

                   менеджмент снабжения;

                   производственный менеджмент;

                   менеджмент маркетинга;

                   менеджмент качества;

                   финансовый менеджмент*;

                   международный менеджмент;

                   экологический менеджмент.

       Сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет, по подсчетам специалистов, выделить до 80 разновидностей управления. Рассмотрим наиболее важные и значимые виды управления, и прежде всего определяемые влиянием внешней среды, что особенно важно в связи с происходящими в России преобразованиями.

       В связи с разгосударствлением и разделением собственности между центром и местами, конституционным разграничением компетенции органов Федерации и её субъектов происходит внутренняя дифференциация понятия "государственное управление", наполнение его новым содержанием. Если раньше оно включало такие виды, как отраслевое, территориальное и региональное управления, выделяемые по соответствующим признакам объекта и субъекта управления, а также функциональное программное управление, то теперь появляется понятие федеральное управление, т. е. реализуемое по отношению к объектам федерального владения, местное управление (самоуправление) и муниципальное управление.

       Происходит становление частного предпринимательского управления, выполняемого индивидуальным собственником. В случае, если предприниматель (собственник) перепоручает управление специально приглашенному менеджеру, частное управление трансформируется в профессиональное управление.

       Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, варианта. Оно требует широкой децентрализации и не может быть реализовано в условиях жестокой централизации.

       Оперативное управление - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.        Предупредительное (профилактическое) управление состоит в заблаговременной подготовке к возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления и последствий бездействия.

       Конкурентное управление - это деятельность, связанная с выполнением заключения о несостоятельности должника, носит принудительный характер.

       Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменение внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования, прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д.

       Выделяют также внешнее управление и внутреннее управление, демократическое управление (согласительное на основе консенсуса и голосовательное на основе подчинения меньшинства большинству) и принудительное управление.

       Понятие доверительного управления порождено понятием доверительной собственности - личного или государственного имущества, которое доверяется другим физическим или юридическим лицам. В отличие от принудительного конкурентного управления, доверительное управление не допускает передачу имущества в траст без соглашения трудового коллектива, даже если более 50% имущества акционируемого предприятия остается в государственной собственности. В некоторых товаропроизводящих отраслях России уже учреждены трастовые компании, функционирующие на основе доверительного управления.

       Различают также научное управление и эмпирическое управление. Первое базируется на разработанных наукой рекомендациях, а второе - на опыте, здравом смысле.

       Выделяют ещё селективное управление, т. е. управленческая деятельность, ориентированная на выделение приоритетных объектов (направлений) в целях ресурсной и иной поддержки. По отношению к ним применяются такие методы, как делегирование дополнительных полномочий, целевое финансирование, дотации, кредитные и налоговые льготы, субсидии, субвенции и преференции.

       Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уровни менеджмента

В менеджменте существует 3 основных уровня управления:

         - высший уровень управления (ген. директор, зам директора);

         - средний уровень (руководители подразделений, начальники    цехов);

         -  низовой уровень (старшие мастера, мастера).

На высшем уровне управления решаются стратегические задачи, ориентированные на долгосрочный период. В их компетенцию входят такие вопросы как: открытие новых филиалов, выпуск новых акций, выпуск новых товаров,  открытие представительств,  выработка миссии.

Менеджеры среднего звена занимаются сбором информации и разработкой управленческих решений для руководителей высшего уровня. Они организуют работу руководству низового уровня, т.е. являются связующим звеном.

На низовом уровне управления находятся руководители, которые руководят непосредственно теми, кто производит материальные блага или оказывает услуги. Наибольшее внимание уделяется контролю.

Менеджмент организации - понятие иерархическое, т. е. относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.

       Иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот.

       В течение многих десятилетий организации создавали так называемые иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение - иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний . Уровни менеджмента представлены на рис. 1 Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

                   

Рис. 1. 3. Иерархические уровни менеджмента

       Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачивать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те, в свою очередь, координируют работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмент.

 

2.     Принципы менеджмента

Принципы менеджмента - это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.

       К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

       целостности;

       иерархической упорядоченности;

       целевой направленности развития;

       научной обоснованности и оптимальности менеджмента;

       оптимального сочетания централизации и децентрализации;

       демократизации.

       Главным принципом системного подхода является принцип целостности.

       Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные результаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответствующих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. Причем следует иметь в виду, что с системных позиций для эффективного развития системы имеют значение не любые связи, а лишь существенные связи между элементами системы, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свойства системы, которые отличают её от простого конгломерата и выделяют из окружающей среды в виде целостного образования.

   Интегративные качества присущи лишь целевой системе полностью, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокупности элементов, что, расчленяя её на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

       Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация состоит из "семейства" расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т. е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом "иерархия".

Информация о работе Уровни менеджмента