Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа
Управление людьми важно для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Собеседование до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем, исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров.
Основа
этих проблем имеет эмоциональный
и психологический характер. Так, например,
существует тенденция принятия решения
о кандидате на основе первого впечатления,
без учета сказанного в остальной части
собеседования. Другая проблема заключается
в тенденции оценивать кандидата в сравнении
с лицом, с которым проводилось собеседование
непосредственно перед этим. Если предыдущий
собеседник выглядел особенно плохо, то
последующий посредственный кандидат
будет выглядеть хорошо или даже очень
хорошо. Есть у проводящих интервью и такая
тенденция, как оценка более благоприятно
тех кандидатов внешний вид, социальное
положение и манеры которых в большей
мере напоминают их собственные.
Заработная
плата и льготы.
Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает.
Термин «ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она «направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности». Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте.
Разработка
структуры заработной платы является
обязанностью отделов кадров или трудовых
ресурсов. Структура заработной платы
в организации определяется с помощью
анализа обследования уровня заработной
платы, условий на рынке труда, а также
производительности и прибыльности организации.
Разработка структуры вознаграждения
административно-
Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, которые раньше называли «мелкими привилегиями». Однако, так как эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией, сейчас их называют дополнительными льготами. Исследование 1986 г. показало, что усредненная стоимость таких дополнительных льгот составила 36,6% всей зарплаты. При пересчете в доллары, стоимость таких дополнительных льгот на одного служащего составила 7842 долл. Сегодня само собой разумеется, что такие льготы как оплаченные отпуска, оплата больничных (в США, как правило, частичная — Прим. Ред.), страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение, являются составной частью любой постоянной работы. К прочим видам льгот относятся субсидируемые предприятием кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение в колледжах детей сотрудников, детские учреждения, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи, оплаченные творческие отпуска после определенного количества лет работы .
Традиционный
подход к предоставлению дополнительных
льгот заключается в том, что
одинаковые льготы имеют все работники
одного уровня. Однако при этом не учитываются
различия между людьми. Исследования
показывают, что не все служащие ценят
такие льготы. Воспринимаемая ценность
дополнительных льгот зависит от таких
факторов, как возраст, семейное положение,
размер семьи и т.д. Так, например, люди
с большими семьями обычно весьма сильно
озабочены размером льготного медицинского
обслуживания и страхованием жизни, пожилые
люди — льготами, предоставляемыми при
выходе на пенсию, молодые работники —
немедленным получением наличных денег.
В свете вышеизложенного, некоторые организации
разработали систему, которую иногда называют
«системой вознаграждения по принципу
кафетерия». Работнику разрешается самому
выбрать в установленных пределах тот
пакет льгот, который наиболее его устраивает.
Хотя такая система выбора вознаграждения
по принципу «самообслуживания в кафетерии»
имеет явные достоинства, она не свободна
и от некоторых недостатков. Общая стоимость
льгот при этом повышается, поскольку
влечет за собой дополнительные административные
накладные расходы, а также потому, что
некоторые льготы, например, страхование
персонала, обходятся дешевле, если их
приобретают в больших объемах. Другая
проблема заключается в необходимости
просвещения работников в вопросах наличного
набора льгот и потенциального значения
этих льгот для них в будущем и настоящем.
РАЗВИТИЕ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.
Ниже
мы рассмотрим ряд методов, используемых
для развития потенциала рабочей
силы: профессиональную ориентацию, адаптацию
в коллективе, оценку производственной
деятельности, систему вознаграждений,
профессиональную подготовку и обучение,
продвижение по службе.
Профориентация
и социальная адаптация.
Первым
шагом к тому, чтобы сделать
труд работника как можно более
производительным, является профессиональная
ориентация и социальная адаптация в
коллективе. Если руководство заинтересовано
в успехе работника на новом рабочем месте,
оно должно всегда помнить, что организация
— это общественная система, а каждый
работник — это личность. Когда новый
человек приходит в организацию, он приносит
с собой ранее приобретенные опыт и взгляды,
которые могут вписаться или не вписаться
в новые рамки. Если, например, последний
босс нового работника был человеком властным
и предпочитал общаться только путем переписки,
работник будет считать, что ему лучше
послать бумагу, чем просто поднять телефонную
трубку, хотя его новый босс в действительности
предпочитает устное общение. Кэррол и
Тоси замечают по этому поводу:
«Таким
образом, типичный член организации
зачастую имеет определенные ожидания
по поводу своей работы, которые до некоторой
степени нереалистичны с точки зрения
тех надежд, которые имеет организация
в отношении этого работника. Проходит
какой-то период притирки и адаптации,
и постепенно человек лучше понимает,
что ожидает от него организация, а
руководство начинает понимать стремления
и надежды своего нового работника».
Во
время этого периода
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации. Некоторые организации разработали официальные программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.
В ходе неофициального общения, как отмечалось выше, новые работники узнают написанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации.
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. Исследование в среде выпускников колледжа, поступивших на работу в крупную автомобилестроительную фирму, показало, что в отличие от тех, кто остался в компании, многие из ушедших из нее обнаружили, что большинство характеристик работы оказались хуже, чем они вначале ожидали.
Подготовка
кадров.
Организации
имеют постоянную потребность в обеспечении
высокой производительности труда работников.
Многие организации при этом заботятся
и об общем качестве трудовых ресурсов.
Одним из способов достижения этой цели
является набор и отбор наиболее квалифицированных
и способных новых работников. Однако
этого не достаточно. Руководство должно
также проводить программы систематического
обучения и подготовки работников, помогая
полному раскрытию их возможностей в организации.
Оценка
результатов деятельности.
Следующим
шагом после того, как работник адаптировался
в коллективе и получил необходимую подготовку
для эффективного выполнения своей работы,
будет определение степени эффективности
его труда. В этом заключается цель оценки
результатов деятельности, которую можно
представить себе как продолжение функции
контроля. Процесс контроля предусматривает
учреждение стандартов и измерение результатов
для определения отклонения от установленных
норм и при необходимости принятие корректирующих
мер. Аналогичным образом, оценка результатов
деятельности требует, чтобы руководители
собирали информацию о том, насколько
эффективно каждый работник выполняет
делегированные ему обязанности. Сообщая
эти сведения своим подчиненным, руководитель
информирует их о том, как хорошо они справляются
со своей работой и дает им возможность
исправить свое поведение, если оно не
соответствует принятому. Вместе с тем,
оценка результатов деятельности позволяет
руководству определить наиболее выдающихся
работников и реально поднять уровень
их достижений, переводя их на более привлекательные
должности. В основном, оценка результатов
деятельности служит трем целям: административной,
информационной и мотивационной.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ: ПОВЫШЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ПОНИЖЕНИЕ, ПЕРЕВОД, ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.
Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе — отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Очень многие отделы сбыта делали ошибку, выдвигая отличного продавца на должность заведующего. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.