Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:13, реферат
Основной целью социально-экономической политики государства в сфере занятости является обеспечение эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, характеризующиеся увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в нашу страну нелегальным путем.
Введение 3
Основные цели и задачи политики занятости 4
Политика занятости и регулирование рынка труда 6
Программы занятости 10
Структура и основные направления развития государственной системы занятости 12
Заключение 17
Литература 18
•
жилищного, транспортного и
• государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;
• предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование
занятости на всех уровнях должно
осуществляться на основе общеэкономической
концепции социально-
Цели
политики занятости отражают такое
состояние рынка труда, которого
необходимо достичь, решая стоящие
в настоящее время проблемы. Для
решения этих проблем органы занятости
разрабатывают программы
Программа
включает совокупность взаимосвязанных
долго- и краткосрочных мер, цель
реализации которых - достижение эффективной,
оптимальной занятости
Программа
содержит обзор ситуации на рынке
труда, анализ факторов, влияющих на динамику
занятости, прогноз развития рынка
труда и занятости, цели и программные
задания. В программе предусмотрена
координация усилий заинтересованных
органов управления, ведомств и организаций
и включены данные о финансовом и
организационном обеспечении
Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:
• собственно в географических пределах области;
• применительно к развитию бизнеса;
• в отношении населения.
Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.
Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.
Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.
Разработка
программы занятости дает возможность
скоординировать все эти
Основными компонентами программ занятости являются:
• анализ проблем, сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
• аудит, направлен на оценку эффективности существующих мероприятий, роли местных организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального развития и взаимодействия всех участников этого процесса;
• анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;
• формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями данной области;
•
план действий, определяется последовательность
действий, которые должны быть предприняты
для осуществления
• система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой программы.
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:
1.активный
(стимулирование создания
2.
пассивный (выплата пособий
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Также одно из важнейших мест в регулировании занятости на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы
службы занятости на безвозмездной
основе предоставляют органам
Органы
служб занятости на основе прогнозов
экономического развития с участием
работодателей и представителей
трудящихся разрабатывают программы
занятости, которые после согласования
утверждаются представителями
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1.анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
2.вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3.информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
4.оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все
услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются
бесплатно. Финансирование мероприятий,
связанных с разработкой и
реализацией государственной
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются на:
1.
оплату расходов по
1.
организацию общественных
2.
выплату пособий по
3. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
4. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
5.
расходы по анализу рынка
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономически активного населения,
сложившимся уровнем и
Реализуемая
политика занятости становится активной
тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения (