Управление рынком труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Основной целью социально-экономической политики государства в сфере занятости является обеспечение эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, характеризующиеся увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в нашу страну нелегальным путем.

Содержание

Введение 3
Основные цели и задачи политики занятости 4
Политика занятости и регулирование рынка труда 6
Программы занятости 10
Структура и основные направления развития государственной системы занятости 12
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Реферат Управление рынком труда.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

     • жилищного, транспортного и производственного  строительства;

     • государственных (в том числе  муниципальных и других) закупок  продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;

     • предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание  и развитие производства (и рабочих  мест) в приоритетных отраслях.

     На  региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти

     На  местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

     Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Программы занятости

     Цели  политики занятости отражают такое  состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие  в настоящее время проблемы. Для  решения этих проблем органы занятости  разрабатывают программы содействия занятости населения.

     Программа включает совокупность взаимосвязанных  долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного  населения в регионе или в  национальных масштабах в сочетании  с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных  последствий долговременной безработицы.

     Программа содержит обзор ситуации на рынке  труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка  труда и занятости, цели и программные  задания. В программе предусмотрена  координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций  и включены данные о финансовом и  организационном обеспечении мероприятий.

     Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:

     • собственно в географических пределах области;

     • применительно к развитию бизнеса;

     • в отношении населения.

     Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий  совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.

     Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку  инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

     Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в  разработку общей стратегии развития.

     Разработка  программы занятости дает возможность  скоординировать все эти разнородные  виды деятельности. В зависимости от существа решаемой проблемы программа занятости может принимать самые различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

     Основными компонентами программ занятости являются:

     • анализ проблем, сосредоточен на выявлении  сильных и слабых сторон местной  экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;

     • аудит, направлен на оценку эффективности  существующих мероприятий, роли местных  организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального  развития и взаимодействия всех участников этого процесса;

     • анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники  их привлечения;

     • формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе  стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями  данной области;

     • план действий, определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты  для осуществления стратегических целей;

     • система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных  мероприятий и подтверждается общая  целесообразность принятой программы.

     Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

     1.активный (стимулирование создания новых  рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

     2. пассивный (выплата пособий безработным).

     Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

     Также одно из важнейших мест в регулировании занятости на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Структура и  основные направления развития государственной  системы занятости

     В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

     Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

     Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

     Служба  занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

     1.анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

     2.вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

     3.информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

     4.оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

     5.организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

     6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

     7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

     8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

     9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

     10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

     11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

     12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

     Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и  реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств  ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся  в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его  территориальных органов.

     Кроме того, служба занятости имеют право  хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные  государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие  в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

     Средства  фонда занятости направляются на:

     1. оплату расходов по профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки  и переподготовки безработных,  включая выплату им стипендий;

     1. организацию общественных работ;

     2. выплату пособий по безработице  и материальной помощи;

     3. возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

     4. мероприятия по созданию и  сохранению рабочих мест;

     5. расходы по анализу рынка труда,  разработке программ занятости,  информационного обеспечения, рекламы,  научно - исследовательской деятельности  и на содержание органов занятости.

     Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно  как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

     Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

     Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

Информация о работе Управление рынком труда