Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:51, реферат
Важным открытием, сделанным менеджментом конца XX в., было появление концепции развивающейся организации. Стало ясно, что организации, так же как и люди, рождаются, растут и умирают. При этом на разных стадиях жизненного цикла существенно меняются цели и средства.
Понятие и структура адаптации………………………………………………2
Цели адаптации……………………………………………………………….. 2
Введение в организацию………………………………………………………4
Введение в должность…………………………………………………………4
Ключевые факторы, определяющие успех адаптации………………………6
Управление процессом профессиональной адаптации…………………….. 8
Список литературы…………………………………………………………… 9
Важным открытием, сделанным менеджментом конца XX в., было появление концепции развивающейся организации. Стало ясно, что организации, так же как и люди, рождаются, растут и умирают. При этом на разных стадиях жизненного цикла существенно меняются цели и средства. И, разумеется, меняется менеджмент. Методы управления людьми, эффективные на одних этапах развития, становятся неэффективными и даже вредными на других этапах. Менеджмент стал изучать не только стационарные состояния организаций, но и динамику организации. Естественно, что появление этой концепции привело к динамичному подходу к другим проблемам менеджмента. В частности, стало ясно, что изучение переходных процессов в организации обладает не меньшей важностью, чем изучение стационарного состояния. В менеджменте персонала актуализировалась проблема адаптации — приспособления человека к новым условиям.
Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Процесс адаптации -- это процесс, в который в равной степени включены и работники, и организация. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в организации, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, и организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы (предоставление работнику значимых для него благ, признание, перспективы должностного и профессионального роста, приемлемый уровень оплаты труда и др.).
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
От процесса введения
в значительной степени зависит,
будут ли работники демонстрировать
желательные установки и
Спланированная работа по введению
работника в организацию
Работника знакомят с политикой
организации в отношении
В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации.
Эффективная процедура введения работников в должность может значительно уменьшить уровень текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью работников и ощущением собственной чужеродности в течение первых дней, а иногда даже недель работы.
Непосредственному руководителю следует учитывать, что процессу введения в должность новых работников мешают трудности, связанные с недостатком необходимой информации, неуверенность в себе и собственных силах, которые могут возникать в первый день работы. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность в работе.
Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и с его ролью в подразделении, раскрывает перед новым работником основное содержание его профессиональной деятельности и то, какой вклад он может внести в общий успех подразделения и организации в целом.
При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:
Эффективная программа по введению работников в должность может существенно уменьшить уровень текучести кадров, связанный с неудовлетворенностью работников и замешательством в течение первых дней работы.
Теплый прием и правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволят ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей повысят его мотивацию и сформируют установки на работу с полной отдачей сил на благо организации.
Усвоение новыми работниками лучших сторон организационной культуры является важнейшим фактором, оказывающим влияние на процесс их профессиональной адаптации.
Изучению степени успешности адаптации новых работников в организации может служить не только наблюдение за тем, как они осваиваются на работе, или опрос увольняющихся, но и опрос новичков, недавно работающих в организации (менее 1 года). Структура тех вопросов, на которые предлагается ответить новому работнику, некоторое время проработавшему в компании, для определения успешности процесса его адаптации, определяется тем, в какой степени процесс адаптации способствует развитию и укреплению у работника чувства приверженности организации. Для быстрого получения должной отдачи от новых работников следует разработать и внедрить ряд процедур, учитывающих структуру процесса их адаптации к работе в организации. Основными признаками, свидетельствующими об успешности адаптации нового работника, являются:
Результаты, полученные в результате изучения процесса адаптации новых работников, позволяют внести коррективы не только в саму работу по адаптации, но и в процедуру отбора и в критерии, на основании которых были отобраны работники в организацию. Трудности адаптации могут быть обусловлены нереалистичной рекламой работы, что могло породить у работника завышенные ожидания на начальном периоде работы в организации, которые привели к горькому разочарованию, когда реальная действительность существенным образом разошлась с этими ожиданиями.
Целенаправленная работа по адаптации новичков к компании является одним из важнейших направлений работы с персоналом.
Управление процессом адаптации предполагает ряд шагов:
Трудности адаптации могут быть обусловлены ошибочными критериями отбора. Так, требования к кандидатам могут быть сильно завышены, и в организацию набирают работников, уровень образования, квалификации и рабочий опыт которых существенно превышает требования работы. Такие излишне квалифицированные работники быстро теряют интерес к новой работе и начинают подумывать о том, чтобы оставить организацию.
Существенную помощь при изучении факторов, негативно влияющих на адаптацию новых работников, и поиске путей закрепления в организации новых работников может оказать организация интервью с увольняющимися.
В заключение рассмотрения
проблемы адаптации новых работников
следует отметить, что ее успешное
решение требует серьезной
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аширов Д.А. «Организационное поведение» учебник, Москва, ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
Информация о работе Управление процессом профессиональной адаптации