Управление поведением в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний.

Содержание

1.Введение
2.Понятие «социальная организация», Формальные и неформальные социальные организации. 3.Власть и контроль в организации.
4.Лидерство и стиль руководства. 5.Модели организационного поведения: 5.1.Личностный уровень поведения.
5.2.Груповое поведение. 5.3. Поведение в неформальных группах.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа . Управление поведением организации.docx

— 47.43 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                 С  О  Д  Е  Р  Ж  А  Н  И  Е 

            1.Введение

            2.Понятие  «социальная организация», Формальные и         неформальные социальные организации.      3.Власть и контроль в организации.

      4.Лидерство и стиль руководства.                                         5.Модели организационного поведения:     5.1.Личностный уровень поведения.

                5.2.Груповое поведение.         5.3. Поведение в неформальных группах.

                Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Введение 

      В России весьма интенсивно создаются  и ликвидируются организации  различных правовых форм и организационных  структур. Значительная часть людей  уже попробовала себя в роли собственников  или руководителей малых и  средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное  дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д. Умение профессионально  руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно  требует определенного набора знаний. Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много  общего в мире организаций. Я попытаюсь  разобраться в социальных организациях как процессе и явлении с теоретической  и практической точек зрения.

    Каждый конкретный человек – это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы  достичь гармонии отношений             2.Понятие организации, формальные и неформальные                                  организации.

            Организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.        Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия, фабрики и т.п. –все это примеры организаций.  Термин организация применяется очень широко. В экономике, кибернетике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядочности. Американский  социолог Элтон Мэйо в вел в научный оборот понятие «формальная организация» и «неформальная организация».    Формальная организация обладает следующими признаками:   1. Наличие единой цели, ради которой и сформировалась организация (например производство какой-либо продукции или оказания услуг), означает, что организация представляет собой средства и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.               2. Наличие системы власти, или управления, которое требует подчинение нижестоящих вышестоящим и субординацию должностей, определение объема и меры ответственности в принятии решения на разных уровнях. Организация всегда строится по иерархическому признаку, где довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвано потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур,  иерархичность построения организации обеспечивает  достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.                      3. Распределения функций (горизонтальная специализация) между бригадами , участками, отделами, структура которых оформлена и закреплена положениями и инструкциями, а также распределения полномочий и обязанностей  между отдельными работниками. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку, поэтому в организации имеют место различные горизонтальные структуры.                4. Наличие системы коммуникаций – средств и каналов передачи информации, которая движется «сверху в низ» (приказы, распоряжения, задания, получаемые нижестоящими от вышестоящих) и «снизу в верх» (отчеты подчиненных) то есть вертикальная система связи, существует также горизонтальная коммуникация (консультации и обмен мнениями).                5. Формализация ролей, норм и социальных отношений внутри организации. Ради достижения цели организации ее члены вынуждены распределятся по ролям и статусам. Социальная организация дает человеку удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются социальным статусам человека, социальными ролями которые ему предписаны. Кроме того управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации.                         Неформальная организация   представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. В любой формальной организации люди всегда формируют малые группы, кружки, группировки, которые борются между собой или сотрудничают, - так возникает новая структура или неформальная организация.        

                 3.Власть  и  контроль  в  организации

      Для нормального функционирования социальной организации необходим контроль. Проблема контроля является одной из основных в социальной организации  и менеджмента. Большинство теоретиков тесно связывают понятие контроля с понятием власти. Наиболее известна концептуализация власти М.Вебером, который  определил власть как возможность  одного из действующих лиц в системе  социальных отношений навязывать свою волю другому лицу, несмотря на его  сопротивление. Общепринятая точка  зрения понимает власть как способность  влиять на действие других людей. На чем основывается власть?  Этот вопрос социологи интерпретируют по разному. Многие полагают, что власть тесно связана с зависимостью, то есть власть индивида. Индивид превращается в объект власти со стороны другого лишь тогда, когда зависит от контроля  над источником информации или другими ресурсами. Лицо обладающее властью, может ограничит доступ может ограничить доступ к любым ресурсам – знаниям, финансам, сырью, рабочей силе. Эта теория  Д. Меканика и Р.Эмерсона называется теорией индивидуального базиса власти. Чем больше количество факторов контролирует вышестоящее лицо в организации, тем большим объемом власти он обладает. Власть вышестоящих над нижестоящими  узаконена и подкреплена формальными механизмами ( приказами, санкциями, дисциплинарными мерами) и, наоборот, власть нижестоящих над вышестоящими не имеет столь мощной институциональной поддержки, нелегитимна, тем не менее она часто более действенна и эффективна.

        В организации субъектом власти может быть лицо как вышестоящее, так и нижестоящее. Директор отправляется на поклон к рабочему-умельцу – единственному кто способен сделать заказ,- а тот в свою очередь, диктует  выгодные ему условия. Талантливый ученый или инженер, обладающий знаниями, которых нет у остальных членов организации, оказавшись в роли эксперта, навязывает руководству требования, при которых готов взяться за выполнение ответственной работы.  

           Ряд авторов, а именно Д.  Хиконс, Р.Шнек, Б. Селзник – разработали  стратегическую контингенциальную  теорию власти. Согласно этой теории базой власти внутри  организации служит не только зависимость между индивидуумами, но и зависимость между подразделениями организации. Власть одного подразделения над другим пропорциональна его возможности закрыть и ограничивать доступ к редким ресурсам, в том числе к информации, либо к стратегическим факторам, которые служат удовлетворению каких-то важных потребностей.      Таким образом, базисом власти чаще всего выступают две переменные: 1) зависимость;  2)  незаменимость, - степень, с какой индивид, группа или подразделение могут или не могут быть защищены альтернативными ресурсами.          Как отличить два понятие «власть» и «контроль»? И то и другое предполагает влияние. Власть при этом понимается как потенциальное влияние, а контроль – реальное влияние, другими словами : власть – это способность или возможность влиять на других, а контроль – это процесс влияния.              Базисом контроля выступают следующие типы власти..: 1) вознаграждающая власть (способ влиять посредством вознаграждения);  2) принудительная власть  (способ влиять при помощи наказания);  3) легитимная власть ( способ влиять через признанные и узаконенные права);  4) референтная власть (способ влиять благодаря  индентификации одного индивида с другим);  5)экспертная власть (способность влиять благодаря  своим знаниям).

                      4. Лидерство и стиль руководства                                

      В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние  на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые  нормы и ценности и выступает  в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим  руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой  людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или  организаторский потенциал существенно  выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

      Лидер и руководитель в организации  могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит,  когда в  руководители назначают  незаурядного человека, сумевшего добиться расположения подчиненных. В этом случае совпадают  позиционная  и персональная власть, формальная и неформальная структуры.             Различие между лидером и руководителем выражаются в следующих чертах:             - руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;             - руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, лидер таких санкций не имеет;       - руководитель представляет свою группу  во внешних организациях и решает вопросы , связанные с официальными отношениями, а лидер ограничен внутригрупповыми  отношениями;       - руководитель в отличии от лидера несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.         

                  Л  И Д   Е  Р
      Администратор        Идеолог

                                     ВОЗДЕЙСТВИЕ       

                   Что                                                                              Почему

                         Делать?                    Так?! 

                                   ЧЛЕНЫ  ГРУППЫ  

                 Рис 1. Действие модели «двойного  лидерства»

      Если  руководитель и лидер не представляют одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут либо  гармонизировать жизнь группы, либо, напротив, повышать уровень конфликтности. Если лидерство – социально- психологический процесс влияние на других, формально равных людей, то руководство – юридически регламентированный, административно- правовой  процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для  руководителя манера поведения,  то есть система приемов воздействия на ведомых(подчиненных), и называется стилем руководства.         Классическая теория стилей руководства создана в 30-е годы Куртом Левиным. Он выдвинул три стиля:         - авторитарный – система жестких приемов управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль за исполнением;     - демократический (интегративный) – поощрения инициативы подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль за исполнением, мягкие приемы управления;  - попустительский(анархический) – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.           Иногда эти стили называют иначе  директивный, коллегиальный,  либеральный.              Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

           5. Модели организационного поведения 

     Основой моделей организационного поведения  можно считать две управленческие теории, которые разработал и обосновал  Д. Макгрегор.

     Теория  «Х» и теория «У» по вопросу  о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

     Теория  «Х»

    - человек  изначально не любит работать  и будет избегать работы.        -поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

     -средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

     Теория  «У»

     - работа для человека так же  естественна, как игра.

     - внешний контроль – не единственное  средство объединения усилий  для достижения целей организации.  Человек может осуществить самоуправление  и самоконтроль, служа целям, которым  он привержен; приверженность  формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

     - средний человек стремится к  ответственности, его желание  избежать ответственности, как  правило, результат прошлого разочарования  и вызвано плохим руководством  сверху. Средний человек наделен  высоким уровнем воображения  и изобретательности, которые  редко используются в современной  жизни, что ведет к разочарованию  человека и превращает в противника  организации.

     Таким образом, теория «Х» воплощает чисто  авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование  полномочий, улучшение взаимоотношений  в коллективе.

     Существует  четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты  которых представлены в таблице 1. 

     Таблица 1. Модели организационного поведения 

  Авторитарная Опекунская Поддерживающая Коллегиальная
Базис модели Власть Экономичес-кие  ресурсы Руководство Партнерство
Ориентация  менеджмента Полномочия Деньги Поддержка Работа в  команде
Ориентация  работников Подчинение Безопасность  и льготы Выполнение  рабочих заданий Ответственное поведение
Психологический результат для работника  Зависимость от непосредствен-ного начальника Зависимость от организации  Участие в управлении Само-дисциплина
Удовлетворение  потребностей работника  В существовании  В безопасности В статусе и  признании  В самореализации
Участие работников в процессе труда  Минимальное Пассивное сотрудничест-во Пробужденные  стимулы  Умеренный энтузиазм 

Информация о работе Управление поведением в организации