Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 07:40, доклад
Понятия и этапы управления по целям.
Определение
Управление по целям — это систематический и организованный подход, позволяющий менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов.
Управление по целям – это работа менеджмента по формулировке целей организации, донесения их до сотрудников, обеспечения их необходимыми ресурсами, а также распределение ролей и ответственности за достижение поставленных целей.
Применение MBO систематизирует процесс управления, повышает результативность деятельности предприятия, является эффективным инструментом для постановки и поддержания системы менеджмента качества на предприятии, поддержания качества на всех уровнях предприятия.
Управление по
целям предъявляет высокие
Как уже отмечалось, контроль основывается на планировании. Чтобы контроль был эффективным, его следует тесно увязать с планированием. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Составление бюджета представляет эффективный количественный метод такой увязки и контроля. Но что сказать о трудовых ресурсах организации? Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям, обычно в сокращении МВО (management by objectives — МВО). Кроме того, МВО — еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Следующее ниже описание Антони Райа иллюстрирует основную цель увязки планирования и контроля, а также повышения производительности: «Основное внимание (в МВО) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. МВО — это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредоточиваются на изменении и повышении эффективности как индивида, так и организации».
Райа описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов (рис. 1).
1. Выработка четких, кратких формулировок целей.
2. Разработка
реалистичных планов их
3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
4. Корректирующие
меры для достижения
1.ВЫРАБОТКА
ЦЕЛЕЙ. Первый этап — выработка целей
— повторяет схему нашего обсуждения
процесса планирования. После выработки
высшим руководством долгосрочных и краткосрочных
целей для организации и для себя лично,
эти цели формулируются для работников
следующего уровня в нисходящем порядке
по цепи команд. Ранее упомянутые авторы,
Друкер и МакГрегор, были твердо убеждены
в том, что подчиненные руководители должны
принимать активное участие в выработке
своих собственных целей, основывая их
на целях своих начальников. Это могло
бы быть реализовано на совещаниях в отделах,
где подчиненные обсуждают цели подразделения
и перспективы на будущий год. На основе
полученной информации каждый подчиненный
мог бы подготовить набор контрольных
показателей рабочего подразделения,
которое он или она возглавляет. Затем
руководитель отдела рассмотрел бы цели
этих подразделений с каждым подчиненным
и обеспечил их увязку.
Рис.
1 Этапы процесса управления по целям
- МВО.
Однако исследования показывают, что максимальное участие в выработке целей не всегда имеет место и даже не всегда желательно. При проведении программы МВО на «Дженерал Электрик» было установлено, что руководители, привыкшие к незначительному участию в выработке целей, не улучшили показатели своей работы, когда их участие в формулировке целей увеличилось. Другие исследования показывают, что количество руководителей, фактически принимающих участие в постановке целей, сокращается от высших к низшим уровням управления. Кэрролл и Тоси на основе опыта своей работы в компании «Блэк энд Декер», утверждают: «Традиционная концепция организационной структуры и уменьшение свободы действий на низших уровнях организации накладывают практическое ограничение на характер и степень участия и влияния, которые могут быть следствием программы формулировки целей». Таким образом, руководители высших уровней организации обычно имеют больше возможностей повлиять на то, какими будут их цели, чем руководители низших рангов.
Если это делается, каждый руководитель поймет, «что от него ожидается и почему, как его будут оценивать и по каким параметрам».
Когда
осуществляется процесс выработки
целей, необходим двусторонний обмен
информацией, чтобы обеспечить понимание
каждым человеком его конкретных целей.
Кроме уяснения ожидаемых результатов
работы, двусторонний обмен информацией
позволяет подчиненным сообщить руководителям,
что им требуется для достижения поставленных
целей. В табл. 1 перечислены главные области,
где подчиненным требуется поддержка
их руководителей, чтобы выполнить поставленные
задачи. На рис. 10.4. показана типичная для
МВО постановка целей.
Таблица
1. Главные области, где требуется поддержка
руководителей
1.
Информация
2. Уточнение отношений между уровнями полномочий и ответственности 3. Поддержка со стороны штатного персонала 4. Горизонтальная и вертикальная координация 5. Финансирование,
материалы, оборудование и |
2.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ. Вторым этапом процесса МВО является планирование действий. Согласно Райа:
«В то время как набор задач отражает «конечные цели» управленческой деятельности, хорошо разработанные планы обеспечивают «средства» их достижения. Планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели. Это — практический способ создания связующего звена между постановкой цели и более полной программой реализации».
Разработка планов действий дает следующие преимущества:
1. Оценка практической возможности достижения целей.
2. Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.
3. Облегчение
поиска лучших и более
4. Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов.
5. Определение того, какие рабочие взаимоотношения и поддержка требуются.
6. Выявление
непредвиденных обстоятельств,
3.ПРОВЕРКА
И ОЦЕНКА. Этап проверки и оценки наступает
после истечения установленного периода
времени. Его задачей является определение
степени достижения целей, выявление проблем
и помех, определение причин этих проблем,
выявление личных потребностей и вознаграждение
за эффективную работу. Факторы, связанные
с оценкой эффективной работы, рассматриваются
в следующей главе, посвященной обсуждению
вопросов управления человеческими ресурсами.
4.КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРЫ. Последний этап процесса МВО — принятие корректирующих мер — соответствует последнему этапу процесса контроля. Принимая что цели не были достигнуты, и убедившись, что руководство точно установило причину, необходимо решить, какие следует принять меры для корректировки отклонения. Если установлено, что поставленные цели были нереалистично трудными, уровень ожидаемых результатов работы все же может быть снижать не следует. Ведь вполне возможно, что причина неудачи связана не с работником, а с каким-либо другим фактором организации, например, структурой, задачами или технологией. Если дело обстоит таким образом, то эти факторы должны быть изменены в нужную сторону с учетом воздействия, которое окажет это изменение на другие аспекты организации.
Если цели были достигнуты, или принимая во внимание результаты этапа проверки, процесс МВО может начаться заново — с установлением целей на предстоящий период.