Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:59, доклад
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей
в условиях рыночной экономики.
Ситуационный подход концентрир
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого приложения
науки к конкретным ситуациям и условиям.
Центральным моментом ситуационного подхода
является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств, которые сильно влияют
на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается
ситуация, ситуационный подход подчеркивает
значимость «ситуационного мышления».
Используя этот подход, руководители могут
лучше понять, какие приемы будут в большей
степени способствовать достижению целей
организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в
конце 60-х годов, не считает, что концепция
традиционной теории управления, бихевиористской
школы и школы науки управления неверны.
Системный подход, с которым ситуационный
тесно связан, пытается интегрировать
различные частичные подходы.
Ситуационный подход и
процесс управления
Как и системный, ситуационный подход
не является простым набором предписывающих
руководств, это скорее способ мышления
об организационных проблемах и их решениях.
В нем также сохранена концепция управления,
применимая ко всем организациям. Но ситуационный
подход признает, что, хотя общий процесс
одинаков, специфические приемы, которые
должен использовать руководитель для
эффективного достижения целей организации,
могут значительно варьировать.
Ситуационный подход пытается увязать
конкретные приемы и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того, чтобы
достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется
на ситуационных различиях между организациями
и внутри самих организаций. Он пытается
определить, каковы значимые переменные
ситуации и как они влияют на эффективность
организации.
Методологию ситуационного
подхода можно объяснить как
четырех шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со
средствами профессионального управления,
которые доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание процесса
управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов
планирования и контроля и количественных
методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций
и методик имеет свои сильны и слабые стороны,
или сравнительные характеристики в случае,
когда они применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь предвидеть
вероятные последствия, - как положительные,
так и отрицательные, - от применения данной
методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно
интерпретировать ситуацию. Необходимо
правильно определить, какие факторы являются
наиболее важными в данной ситуации и
какой вероятный эффект может повлечь
за собой изменение одной или нескольких
переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать
конкретные приемы, которые вызвали бы
наименьший отрицательный эффект и таили
бы меньше всего недостатков, с конкретными
ситуациями, тем самым обеспечивая достижение
целей организации самым эффективным
путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационные переменные.
Успех или неуспех
ситуационного подхода в
Невозможно, однако, определить все переменные,
влияющие на организацию. Буквально каждая
грань человеческого характера и личности,
каждое предыдущее управленческое решение
и все, что происходит во внешнем окружении
организации, определенным образом влияет
на решения организации. Для практических
целей можно рассматривать, однако, только
те факторы, которые наиболее значимы
для организации, и те, которые скорее
всего могут повлиять на ее успех.
Внешняя среда для организации состоит из объектов, прямо или косвенно влияющих на нее (покупатели, поставщики, конкуренты и др.).
Сущность ситуационного подхода (конец 60-х годов — по наст, время) состоит в необходимости учета конкретных обстоятельств (конкретной ситуации в конкретной организации в данное конкретное время). Делая так, руководители лучше уясняют, какие методы и приемы необходимо использовать для достижения целей организации.
Ситуационный подход, так же как и системный, не отрицает ранее сложившиеся школы, как это делали представители этих школ, утверждая свое направление. Он объединяет их, рассматривая как важные, но не во всех случаях подходы. И если системный подход указывает на то, что организация состоит из многих взаимозависимых элементов и является открытой системой, но конкретно не определяет основные факторы и условия внутри и вне организации, влияющие на эффективность управления, то ситуационный подход, являясь логическим продолжением системного, концентрирует внимание на этих факторах и их влиянии на деятельность организации.
Нельзя определить все факторы, влияющие на организацию. Но для практических целей менеджеры могут рассматривать наиболее значимые из них (немногим более десятка), которые можно разделить на две группы: факторы внутренней и внешней среды.
Основные функции, выполняемые менеджерами
Переход к рыночной экономике
требует иного отношения к
задачам управления. Чтобы эффективно
управлять, требуется создать
1. Производственная деятельность:
производство продукции,
2. Распределение: маркетинг, сбыт, обслуживание.
3. Финансовая деятельность: приобретение фондов, использование фондов, финансовое планирование.
Осуществление данных видов деятельности базируется на работе с кадрами, бухгалтерском учете, техническом обслуживании, канцелярских вопросах, инженерных разработках, материально-техническом снабжении, взаимоотношениях с общественностью, с обществом и законом.
Для успешного осуществления деятельности предприятия или организации независимо от отрасли, структурного уровня, вида и целей любой менеджер должен выполнять, по меньшей мере, пять основных функций: планирование, организация деятельности, укомплектование штата, руководство, контроль за деятельностью.
Планирование включает:
1. Выбор целей и постановку задач организации.
2. Определение микрополитики,
проектов, программ, процедур, методов,
систем, бюджетов, стандартов, стратегий,
необходимых для достижения цел
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Его главная задача — обеспечить нововведения и изменения в организации, повышающие его эффективность.
Хотя уже сложилась практика перекладывать функции планирования с производственников на специальных менеджеров, однако оно является неотъемлемой частью работы любого менеджера. Творческое планирование
— это работа по определению и точному указанию факторов, сил, эффектов и взаимосвязей, необходимых для выполнения обозначенных целей. Основной целью планирования является выявление “узких мест” в будущих процессах, действиях.
Для того, чтобы планирование было эффективным, оно должно предусматривать ответы, до крайней мере, на шесть вопросов:
1. Что должно быть сделано?
2. Где будет выполняться работа?
3. Когда должна быть выполнена работа?
4. Как она будет выполняться?
5. Почему работа должна быть выполнена?
6. Кто будет выполнять работу?-
Все другие функции находятся в зависимости от этой, так как они не будут иметь успеха без глубокого, тщательного и непрерывного планирования. Хорошее планирование также основывается на эффективном исполнении других функций.