Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:53, контрольная работа
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются: повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях; повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли; обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Тема 1
Персонал предприятия как объект управления
Задание 1.1
- Дайте определение таким понятиям как «управление», «персонал», «трудовые ресурсы».
- Перечислите цели и задачи управления персоналом.
- Структура управления персоналом.
Управление — действие субъекта, направленное на себя или на внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их преобразования или изменения их свойств.
Персонал (от лат. persona — личность) — это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребенком и т. д.); это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.
Трудовые ресурсы — часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-
Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.
Цели и задачи управления персоналом.
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-
- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
структура управления персоналом.
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляют:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
- система общей и профессиональной подготовки кадров;
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
- система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-
- межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;
- деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.
- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:
* планирование - определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;
* организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;
* регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;
* контроль - контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;
* учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.
Управление можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.
В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.
Задание 1.2
В таблице 1 приведены характеристики японского и американского подходов к управлению персоналом. Опишите основы российского подхода к управлению персоналом, используя критерии, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристики подходов к управлению персоналом
Критерии организации работы | Японский подход | Американский подход | Российский подход |
Основа организации | Гармония | Эффективность | Прибыльность |
Отношение к работе | Главное – выполнение обязанностей | Главное – реализация заданий | Главное- достижение цели |
Конкуренция | Практически нет | Сильная | Сильная |
Гарантии для работника | Высокие (пожизненный найм) | Низкие | Низкие |
Принятие решений | Снизу вверх | Сверху вниз | Сверху вниз |
Делегирование власти | В редких случаях | Распространено | Редко |
Отношение с подчиненными | Семейные | Формальные | Формальные |
Метод найма | После окончания учебы | По деловым качествам | настойчивых, агрессивно настроенных людей |
Оплата труда | В зависимости от стажа | В зависимости от результата | В зависимости от персонального уровня и профессиональной компетентности |
Тема 2
Организационная структура службы управления персоналом
Задание 2.1
Спроектировать организационную структуру управления организацией, используя следующий план:
1. Назовите общее направление деятельности, миссию, цель, задачи выбранной для исследования организации.
2. Охарактеризуйте направление работы структурных подразделений.
3. Опишите элементы организационных структур организации.
4. Постройте организационную структуру вашего объекта исследования.
5. Определите тип данной организационной структуры.
6. В чем заключаются преимущества и недостатки организационной структуры вашего объекта исследования.
Основной целью деятельности ОАО «У-УАЗ» является удовлетворение потребностей заказчиков в авиационной технике стабильно высокого качества.
Для достижения поставленной цели на ОАО «У-УАЗ» разрабатывается и постоянно поддерживается в работоспособном состоянии система качества, отвечающая авиационным правилам АП-21 Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета, требованиям международного стандарта ИСО 9002 (ГОСТ Р ИСО 9002-96) и определены следующие задачи:
1. Организация эффективного взаимодействия с разработчиками продукции по установлению потребностей потребителей, их своевременной проработке и отражению в конструкторских документах.
2. Оснащение производства эффективными средствами производства, включая средства контроля, измерений и испытаний
3. Исключение поступления в производство некачественных, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, путем взаимодействия с поставщиками.
4. Своевременное выявление дефектов и отказов в производстве, при проведении контроля и испытаний.
5. Тщательная конструктивно-технологическая отработка авиационной техники при постановке на производство.
6. Выработка и бескомпромиссный контроль выполнения корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин дефектов и отказов, а также других несоответствий
7. Анализ отклонений в эксплуатации и оперативная разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.
8. Совершенствование методов технического сопровождения изделий в эксплуатации.
9. Организация производства на принципах системы бездефектного изготовления продукции.
10. Систематические проверки эффективности действия системы качества.
11. Внедрение статистических методов управления качеством продукции.
Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности
Организационная структура ОАО «Улан-Удэнского авиационного завода»
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.
Суть: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
Преимущества организационной структуры ОАО «Улан-Удэнского авиационного завода»
Недостатки организационной структуры ОАО «Улан-Удэнского авиационного завода»
Отмечаемые недостатки | Причины недостатков | Пути устранения недостатков |
Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; | Вопрос стратегического планирования –в первую очередь вопрос руководителя | Подготовка или замена руководителя. Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной структуре |
В работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими; Перегрузка управленцев верхнего уровня; | Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Вопросы в пределах их компетенции они должны решать самостоятельно. | Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий. Введение штатной единицы помощника, на которого возложить рутинные работы. |
Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; | Отсутствие горизонтальных связей | Введение процессного подхода, налаживание горизонтальных связей |
Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; | Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Они должны приспосабливаться к изменениям, не дожидаясь команды сверху | Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
|
Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные | Это не недостаток, это само собой разумеющееся | Разработать критерии эффективности и качества подразделений и системы мотивации ориентированной не только на результаты конкретного подразделения, но и предприятия в целом. |
Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности | Исключение из оценок экономических факторов, замена их субъективными | Введение экономических оценок, введение системы бюджетирования |
Большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; | Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Высшие руководители и не должен принимать решения по вопросам, непосредственно касающихся лиц, выпускающих продукцию. | Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
|
Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. | Это не недостаток, это аксиома | Правильный подбор кадров, |
Задание 2.2
В соответствии с выбранным вариантом разработать должностную инструкцию для руководителя или служащего отдела.
Таблица 2 – Исходные данные
№ вари-анта | Должность | № вари-анта | Должность |
1 | Главный инженер | 6 | Главный диспетчер |
2 | Главный механик | 7 | Главный механик |
3 | Водитель-экспедитор | 8 | Главный энергетик |
4 | Начальник отдела маркетинга (директор по маркетингу) | 9 | Инженер по охране окружающей среды (эколог) |
5 | Начальник отдела логистики | 10 | Начальник отдела кадров |
1. Общие положения
1.1. Главный инженер относится к категории руководителей.
1.2. При выполнении должностных обязанностей подчиняется
непосредственно генеральному директору.
1.3. Назначение на должность и освобождение от нее производится
приказом генерального директора.
1.4. На должность главного инженера назначается лицо, имеющее
высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по
специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю
предприятия отрасли хозяйства не менее 5 лет.
1.5. Главный инженер должен знать:
1.5.1. Законодательные и нормативные правовые акты,
регламентирующие производственно-хозяйственную
предприятия, постановления федеральных, региональных и местных
органов государственной власти и управления, определяющие
приоритетные направления развития отрасли;
1.5.2. Организационно-
материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия;
1.5.3. Профиль, специализацию и особенности структуры
предприятия;
1.5.4. Перспективы технического, экономического и социального
развития отрасли и бизнес-план предприятия;
1.5.5. Производственные мощности предприятия;
1.5.6. Технологию производства продукции предприятия;
1.5.7. Порядок составления и согласования планов
производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
1.5.8. Рыночные методы хозяйствования и управления
предприятием;
1.5.9. Порядок заключения и исполнения хозяйственных и
финансовых договоров;
1.5.10. Научно-технические достижения в соответствующей отрасли
производства и опыт передовых предприятий;
1.5.11. Экономику и организацию производства, труда и
управления;
1.5.12. Основы экологического и трудового законодательства;
1.5.13. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. В своей деятельности главный инженер руководствуется:
1.6.1. Уставом;
1.6.2. Настоящей должностной инструкцией.
1.7. Во время отсутствия главного инженера его обязанности
исполняет заместитель.
2. Должностные обязанности
Главный инженер:
2.1. Определяет техническую политику и направления технического
развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути
реконструкции и технического перевооружения действующего
производства, уровень специализации и диверсификации производства на
перспективу.
2.2. Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки
производства и его постоянный рост, повышение эффективности
производства и производительности труда, сокращение издержек
(материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование
производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность
производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых
изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям
и требованиям технической эстетики, а также их надежность и
долговечность.
2.3. В соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия
на среднесрочную и долгосрочную перспективу руководит разработкой
мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия,
предотвращению вредного воздействия производства на окружающую
среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию
безопасных условий труда и повышению технической культуры
производства.
2.4. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой
техники и технологии, проведения организационно-технических
мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ.
2.5. Обеспечивает эффективность проектных решений,
своевременную и качественную подготовку производства, техническую
эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение
высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства.
2.6. На основе современных достижений науки и техники,
результатов патентных исследований, а также передового опыта с
учетом конъюнктуры рынка организует работу по улучшению ассортимента
и качества, совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции,
выполняемых работ (услуг), техники и технологии, созданию
принципиально новых конкурентоспособных видов продукции, по
проектированию и внедрению в производство средств комплексной
механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и
испытаний высокопроизводительного специализированного оборудования,
разработке нормативов трудоемкости изделий и норм расхода материалов
на их изготовление, последовательному осуществлению режима экономии
и сокращению издержек.
2.7. Осуществляет контроль за соблюдением проектной,
конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по
охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и
пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных
органов, а также органов, осуществляющих технический надзор.
2.8. Обеспечивает своевременную подготовку технической
документации (чертежей, спецификаций, технических условий,
технологических карт).
2.9. Заключает с научно-исследовательскими, проектными
(конструкторскими и технологическими) организациями и высшими
учебными заведениями договоры на разработку новой техники и
технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его
подразделений, обновления и модернизации оборудования, комплексной
механизации и автоматизации производственных процессов,
автоматизированных систем управления производством, осуществляет
контроль за их разработкой, организует рассмотрение и внедрение
проектов технического перевооружения, разработанных сторонними
организациями, составление заявок на приобретение оборудования на
условиях лизинга.
2.10. Координирует работу по вопросам патентно-изобретательской
деятельности, унификации, стандартизации и сертификации продукции,
аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического
обеспечения, механоэнергетического обслуживания производства.
2.11. Принимает меры по совершенствованию организации
производства, труда и управления на основе внедрения новейших
технических и телекоммуникационных средств выполнения инженерных и
управленческих работ.
2.12. Организует проведение научных исследований и
экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу
в области научно-технической информации, рационализации и
изобретательства, распространения передового производственного
опыта.
2.13. Проводит работу по защите приоритета внедренных
научно-технических решений, подготовке материалов на их
патентование, получение лицензий и прав на интеллектуальную
собственность.
2.14. Организует обучение и повышение квалификации рабочих и
инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное
совершенствование подготовки персонала.
2.15. Руководит деятельностью технических служб предприятия,
контролирует результаты их работы, состояние трудовой и
производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
2.16. Является первым заместителем директора предприятия и
несет ответственность за результаты и эффективность производственной
деятельности.
3. Права
Главный инженер вправе:
3.1. Требовать от руководства создания необходимых условий для
выполнения служебных обязанностей.
3.2. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному
руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и
вносить предложения по их устранению, а также вносить предложения по
совершенствованию работы предприятия.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства организации,
касающимися его деятельности.
3.4. Запрашивать лично или по поручению генерального директора
у руководителей и специалистов предприятия информацию и документы,
необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.5. Проверять соблюдение технологии производства.
3.6. Привлекать к решению возложенных на него задач
специалистов других отделов.
4. Ответственность
Главный инженер несет ответственность в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации, за:
4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
4.2. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности.
4.3. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с
Положением о ______________ (номер, дата документа).
Руководитель структурного подразделения
___________________________
"__" _______ 200 _ г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела ___________________________
"__" _______ 200 _ г.
С инструкцией ознакомлен:___________________
"__" _______ 200 _ г.
Тема 3
Подбор персонала. Составление резюме
Задание 3.1
Иванов Дмитрий Васильевич
тел. 8 (000) 333-33-....,
e-mail: 000000@0000.ru
Краткие сведения
Город: Иркутск
Дата рождения:20.02.1980
Семейное положение: Женат. Двое детей.
Гражданство: Россия
Образование/Квалификация:
2002г. Школа рыночной экономики.
Бухгалтерский учет.
2000-2005гг. Московский авиационный институт.
Специальность инженер-механик по самолетостроению.
Языки: английский технический
Должность: руководитель проектов
Опыт работы:
2005-2007г. Частный предприниматель, г. Иркутск.
› Продажа, монтаж и модернизация элеваторного и зерносушильного оборудования.
› Услуги по подбору оборудования, предварительному экономическому расчету, все организационно-технические вопросы, от подписания договора до ввода объекта в эксплуатацию.
2007-2009г. Фирма с иностранным капиталом, г. Москва
Генеральный директор.
› Регистрация фирмы, организация работы фирмы с нуля, продажа на Западе импортного элеваторного и зерносушильного оборудования.
› Организация и выполнение монтажных работ, сдача объектов заказчику, техническое сопровождение.
› Консервное производство. Реанимация производства на консервном заводе, технические, сырьевые, кадровые и организационные вопросы.
› Организация экспортных поставок. Полный комплекс работ, от подготовки договоров, работы с таможней, работы с государственными органами сертификации, до работы с железной дорогой.
2010-2011гг. Киевский авиационный завод.
Руководитель подразделения (цеха), опыт работы один год.
› Производство деталей из композиционных материалов (углепластик, стеклопластик).
› Производство деталей из резины.
› Производство деталей из пластмассы.
› Производство деталей из оргстекла.
› Производство деталей путем склейки.
Заместитель руководителя подразделения (цеха), опыт работы четыре года, в подчинении более трехсот человек.
Руководитель участка (мастер), опыт работы четыре года, в подчинении до 20 человек.
› Работал в сборочном цехе, участвовал в сборке всех построенных на Киевском авиазаводе Ан-124 («Руслан»).
Инженер-конструктор, опыт работы три года.
› Конструкторское сопровождение Ан-124 («Руслан»), Ан-32.
Дополнительная информация
Работаю на ПК, есть водительские права и опыт вождения, автомобиль.
Коммуникабельный, целеустремленный, активный.
Постоянно занимаюсь самообразованием, экономика, менеджмент, психология.
Увлекаюсь игровыми видами спорта.
Возраст 40 лет.
Задание 3.2
Найти основные ошибки при составлении приведенного ниже резюме.
Резюме
Андреев Олег Петрович
Адрес: г. Иркутск, ул. Пролетарская, 1227, кв.2, тел.10-00-00
Цель: ищу работу водителя-экспедитора.
Образование: окончил в 2000 году ИрГТУ каф. М на АТ.
Опыт работы:
1999-2000гг. - Производственная практика на базе МУП ИрПУ
2000 – 2001 гг. - Работал водителем такси
2004 – 2009 – Водитель-экспедитор в ООО «Экспедиция».
Знание иностранных языков: нет
Компьютерные навыки: нет.
Дополнительная информация:
Староста группы на III-V курсах. Женат, двое детей.
Ошибки: Использование аббревиатур и сокращений, разрывы в трудовом стаже, слишком кратко.
Задание 4.1
В таблице 3 представлены основные этапы развития карьеры. На основании таблицы опишите основные цели карьеры для различных этапов. Обоснуйте свой ответ.
Таблица 3 - Этапы карьеры
| Наименование этапа | Возраст | Потребности (по А. Маслоу) |
1 | Предварительный этап | До 25 лет | Социальные потребности, безопасность, начало самоутверждения |
2 | Этап становления | До 30 лет | Самоутверждение, безопасность, начало самовыражения |
3 | Этап продвижения | До 45 лет | Самоутверждение, начало самовыражения |
4 | Этап сохранения | До 60 лет | Рост самовыражения |
5 | Этап завершения | После 60 лет | Стабилизация самовыражения, безопасность |
6 | Пенсионный этап | После 65 лет | Самовыражение в новой области деятельности, безопасность, социальные потребности |
1. Предварительный этап. Иметь возможность работать и активно обучаться. Молодые люди стремятся заработать денег, и при этом активно обучаться для продвижения по карьерной лестнице.
2. Этап становления. Работать по профессии или занимать должность, которые позволяют достичь определенной степени независимости.
3. Этап продвижения. Иметь творческую работу или должность
4. Этап сохранения. Занимать работу или должность, которые усиливают индивидуальные возможности и развивают их.
5. Этап завершения. Заниматься деятельностью, которая соответствует самооценке человека, и доставляют моральное удовлетворение.
6. Пенсионный этап. Получить работу или должность, соответствующие самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых.
Задание 4.2
Составить план деловой карьеры на период до трех лет
I. Направления развития карьеры.
1. В области управления людьми:
- повысить уровень ответственности в области качества
- приобрести необходимые знания, умения и навыки для исполнения обязанностей по должности инженер по качеству
2. В области, соответствующей профилю работы:
- освоить направление работ по внедрению стандартов
- совершенствовать знания в области управления качеством
- расширить функции в области системы экологического менеджмента (ИСО 14001)
3. В области развития коллектива:
- взять на себя обязанности по управлению персоналом
- проявить инициативу в подборе персонала
4. В росте по служебной лестнице:
- стремиться к получению должности главного инженера
II. Знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести (совершенствовать).
1. В специальных областях в соответствии с профилем работы:
- в умении вести деловые переговоры;
- умении работать с клиентами.
2. В области управления людьми:
- развитие лидерских качеств;
- умение распределить роли в группе;
- умение оценивать подчиненных;
- умение поддерживать эффективные коммуникации.
III. Обучение.
1. Порядок приобретения (совершенствования) необходимых
знаний, умений, навыков:
- принять участие в семинарах;
- пройти стажировку в должности;
- принять участие в тренингах.
2. Виды обучения:
- очное;
- вечернее.
3. Финансирование:
- за свой счет;
- за счет организации.
Задание 5.1
Ниже приведен ряд пословиц. Как можно было бы интерпретировать каждую из них с точки зрения системы мотиваций труда на предприятии?
Таблица 4 – Интерпретация пословиц
Пословицы | Интерпретация |
«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля» | Поддержание и развитие системы нематериальных поощрений (благодарности, награды, грамоты, Доска Почёта и т. п.). Деньги-дело наживное
|
«Дали орехов белке, когда | Делать все во время. Участие в разработке и организации функционирования системы поощрительных выплат: премий, бонусов и
|
«Ешь, что поставят, делай, что заставят» | Делать работу подряд не выбирая |
«Звенят бубны хорошо, да плохо кормят» | Предоставлять все необходимые условия для работы |
«Без поджога дрова не горят» | Наличие поощрительных выплат |
«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся» | Предоставление благоприятных условий для работы |
Задание 5.2
В таблице 5 приведен ряд факторов, снижающих мотивацию работников. Опишите возможные меры противодействия со стороны руководства предприятия.
Таблица 5 – Факторы, снижающие мотивацию
Факторы, снижающие мотивацию | Возможные меры противодействия |
Страх физических и нервных перегрузок, связанных с выполнением работы | Стимулирующие выплаты. |
Неуверенность в собственных силах, боязнь проявить некомпетентность | Обучающие программы(семинар, лекции, тренинг), похвала. |
Стремление в первую очередь выполнить легкую и приятную работу | Введение отчетной документации, мониторинг. |
Недостаточная вера в важность и необходимость выполнения работы | Издать приказ, проводить собрание, планерок с озвучиванием необходимости работы. |
Работа слишком скучна и непривлекательна | Проводить корпоративные вечера, разработать меры по улучшению условий труда (регламентированный обеденный перерыв, питьевая вода, туалет и т.д.) |
Отсутствие жестких сроков выполнения работы | Назначение ответственных лиц. |
Слабый внешний контроль за выполнением работы | Создать график работы, штрафные санкции. |
Задание 5.3
В современном мотивационном менеджменте существует несколько теорий мотивации. Какое из приведенных ниже утверждений на ваш взгляд является наиболее верным? Обоснуйте свой ответ.
1. Оплата труда является основным ориентиром, которые люди используют, чтобы сравнить себя с другими (Теория справедливости Адамса).
2. Деньги являются единственным мотиватором, Оплата четко связана с результатами труда (Научное управление Ф. Тейлора).
3. Оплата является стимулом, который может удовлетворить ряд потребностей:
- физиологических;
- в безопасности (как физической, так и психологической);
- в уважении, оценке, признании;
- в самореализации.
(Иерархическая модель А. Маслоу)
4. Забота о каждом сотруднике организации, качестве их трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений – предпосылки раскрытия их потенциала (Теория Z Уильяма Оучи).
5. Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать сотруднику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место (Теория человеческих отношений Э.Мэйо, Ф. Ретлисбергера).
Ответ: На мой взгляд, наиболее верным утверждением теории мотивации: - Деньги являются единственным мотиватором, Оплата четко связана с результатами труда (Научное управление Ф. Тейлора). В наше время все связанно с деньгами, как будут платить, так и будут работать. Если персонал поощрять денежными премиями, платить достойную заработную плату, тогда и результаты работы повысятся, и персонал будет ответственней относится к своей работе.
Тема 6
Повышение квалификации персонала
Задание 6.1
В таблице 5 приведены основные преимущества и недостатки методов обучения и повышения квалификации работников. Заполните пустые графы таблицы. По каким критериям оценивается эффективность повышения квалификации сотрудников?
Таблица 5 – Преимущества и недостатки методов обучения
Обучение на рабочем месте | Обучение вне рабочего времени | ||
+ | Содержание курсов и время их проведения может быть эффективно приспособлено к потребностям организации | - | Не удобное время проведения курсов |
+ | Обучение проводится в удобное для организации время. | - | Периодичность и продолжительность обучения устанавливается обычно обучающей организацией |
- | Участникам обучения не предоставляется возможности пообщаться и поделиться опытом с сотрудниками др. организаций | + | Участники обучения могут обмениваться информацией и делиться опытом с сотрудниками других организаций |
- | Участники обучения могут быть легко оторваны от процесса обучения в связи с производственной необходимостью | + | Участники обучения спокойно обучаются, без отрыва от процесса обучения |
- | Нет специализированного оборудования и условий для обучения | + | Для обучения может использоваться специализированное дорогостоящее оборудование, приобретение которого нецелесообразно для организации |
- | Квалифицированный персонал отвлечен от производственного процесса | + | Наличие квалифицированного обучающего персонала |
- | Участники обучения могут неохотно обсуждать некоторые вопросы в среде коллег | + | Участники обучения могут обсуждать некоторые вопросы с сотрудниками других организаций. |
+ | Низкие затраты на обучение | - | Достаточно высокие затраты на обучение |
+ | Легкий переход от учебных примеров к непосредственному выполнению работы | - | Не подкрепление знаний на практике |
Задание 6.2
Укажите факторы, влияющие на эффективность обучения и повышения квалификации
Рисунок 1 - факторы, влияющие на эффективность обучения и повышения квалификации