Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:10, доклад
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способного многократно повысить ее эффективность. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев организации заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление персоналом в сфере культуры
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способного многократно повысить ее эффективность. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев организации заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
На сегодняшний день уровень работы зависит не столько от финансов и материально-технической базы, сколько от людей (персонала), работающих в учреждениях культуры. Работа с персоналом должна давать практические ответы на вопросы:
• для чего, каких и сколько необходимо работников (кадровая политика);
• откуда взять компетентных профессионалов, как их найти (подготовка и подбор);
• как их использовать наилучшим образом (расстановка);
• как их оценивать (оценка и аттестация);
• как добиться их эффективной работы и заинтересованного отношения к делу (стимулирование и мотивация);
• как поддерживать необходимый уровень профессионализма работников (переподготовка и повышение квалификации).
ПЕРСОНАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Персонал учреждений культуры – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, специалисты, осуществляющие функциональное руководство – выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т. д.), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т. д.). В свою очередь, руководители различаются по уровню управления: высшее (уровень федеральный и субъекта федерации), среднее (региональный и городской уровень) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).
В задачи менеджера по работе с персоналом входит сделать работников способными к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные недостатки. Особенно трудно работать с людьми творческими, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.
На менеджере также лежит ответственность за оценку работы сотрудников, определение необходимого вознаграждения за результаты работы, организацию деятельности и контроль за ее осуществлением, разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решений и т. д.
Организация работы с персоналом включает в себя выработку кадровой политики, подготовку, подбор и расстановку кадров, их оценку, переподготовку и повышение квалификации, стимулирование, формирование и развитие мотивации.
Под кадровой политикой понимаются основные принципы, определяющие требования к персоналу, качеству и количеству компетентных работников.
Грубо говоря, кадровая политика – это ответ на вопрос «Для чего, какие и в каком количестве работники нам нужны?». Ответ на вопрос «Сколько?» производен от ответа на вопрос, «Каких?», а уяснение того, какие работники необходимы, в свою очередь, зависит от ответа на вопрос «Для чего?». Поэтому кадровая политика на региональном уровне и на уровне конкретных фирм вырабатывается на основе перспективных целей и задач деятельности, ее стратегических направлений и содержания, соответствующих плановых документов, программ, бизнес-планов.
Идеи кадровой политики конкретизируются в штатных расписаниях, договорах с учебными заведениями на подготовку необходимых специалистов, требованиях к подбору и расстановке кадров, оценке и организации стимулирования работников.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ
Какие же требования предъявляются к работникам в сфере культуры?
Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе:
• психосоматическое здоровье — физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;
• профессиональная компетентность —достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;
• личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).
Во-вторых, помимо общих требований,
работники сферы культуры должны
отвечать также ряду специфических
требований, вытекающих из особенностей
сферы. Это особая ориентация на творческую
деятельность и на работу с людьми,
способность к публичной
Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.
В последние годы все более выдвигается
на первый план ориентация в вопросах
гражданского права, общая правовая
и экономическая
о требованиях к современной менеджментной подготовке, в том числе и в сфере культуры, выше уже шла речь.
Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (университеты, академии и институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театральные, изобразительного искусства, музыки, кинематографии) и средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища).
Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тыс. специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 33% от общего числа.
Поскольку дальнейшее расширение сети
учебных заведений сферы
В свете упоминавшихся в первых разделах пособия изменений, происходящих в сфере культуры и технологии менеджмента вообще, создались исключительно благоприятные возможности для гуманитарного образования и гуманитарных вузов как в подготовке менеджеров и компетентных работников социально-культурной сферы, так и в подготовке на своей базе компетентных менеджеров и специалистов по гуманитарно-ориентированным аспектам и технологиям менеджмента для других сфер. Это предполагает, в свою очередь, серьезную структурную и содержательную перестройку вузовского гуманитарного образования.
Что касается формального организационного аспекта, то оно, как и прежде, должно состоять из двух основных частей:
1) общего («сквозного») гуманитарного
образования, обеспечивающего
2) профильного гуманитарного
Новый акцент может быть связан с
формой подготовки в рамках каждого
из этих основных двух блоков. Для первого
— «сквозного» блока
Менее тривиальны в этих условиях проблемы совершенствования содержания гуманитарного образования. Как представляется, в обоих основных блоках — как в сквозном, так и в профильном — это содержание (помимо общеобразовательных циклов и дисциплин) может быть интегрировано в несколько модулей:
« Теория культуры и прикладная культурология », включая философию и теорию культуры, культуру и личность, современные культурные процессы (культура города, села, молодежи, субкультуры), организационную культуру, отрасль культуры, социально-культурную сферу и т. д. Возможные профильные специальности: социальный работник, инженер-социолог, социолог-культуролог и т. п.
«Художественная культура», включая историю искусств, современные художественные процессы (театральная жизнь, музыкальная жизнь, кино-видеопроцесс и т. д.), теоретическую и практическую эстетику, практическую стилистику (помещение, костюм, внешний облик), имиджеология, фирменный стиль, системный дизайн и т. д. Возможные профильные специальности: искусствовед, имиджмейкер.
«Экономика и менеджмент», включая
общую и отраслевую экономику, экономику
фирмы (предприятия), экономический
анализ, экономику капиталовложений,
статистику, бухгалтерский учет, финансы
и кредит, общий и отраслевой менеджмент,
коммерческий и некоммерческий маркетинг,
внешнеэкономическую
«Право», включая гражданское, хозяйственное, административное, трудовое, уголовное право, международное право и т. д. Возможные профильные специальности: юрист.
« Интеллектуальная и информационная культура», включая: логику, риторику, убеждающую аргументацию, иностранные языки, основы редакторского (работа с текстом) и журналистского дела, работу с книгой и другими источниками, документооборот, рекламу, public relations, информатику, компьютерную грамотность и знакомство с конкретными АРМ и т. д. Возможные профильные специальности: организатор PR, рекламист, редактор.
Каждый из модулей важен для
подготовки по всем специальностям и
может иметь двоякое
Оценка результатов труда
Оценка труда – это процесс
ранжирования работ по их относительной
ценности в целях справедливого
вознаграждения работника. От того, насколько
справедливо будет оценена