Управление персоналом малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

В малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшее, а часто и большее значение, чем на крупном предприятии, так как здесь острее конкуренция и меньше запас устойчивости. Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно связана с оптимальным использованием ее человеческих ресурсов. Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. Особенности малого бизнеса требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом, навыков использования современных технологий оптимизации человеческого потенциала и минимизации его ограничений для повышения конкурентоспособности и развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 20.48 Кб (Скачать)

Управление персоналом малого предприятия

В малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшее, а часто  и большее значение, чем на крупном  предприятии, так как здесь острее конкуренция и меньше запас устойчивости. Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно связана с оптимальным использованием ее человеческих ресурсов. Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. Особенности малого бизнеса требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом, навыков использования современных технологий оптимизации человеческого потенциала и минимизации его ограничений для повышения конкурентоспособности и развития предприятия.

Особенности управления персоналом малого предприятия, не зависящие от форм собственности и сферы деятельности предприятия включают ряд характеристик.

1. Гибкая организация  труда. Отсутствие четкого функционального  разделения между административным  и производственным персоналом  способствует сокращению дистанции  между персоналом, однако не устраняет  социальных различий (например, в оплате труда). Работникам малого предприятия приходится выполнять функции, не свойственные их должностям, так как здесь необходимы универсальные работники, а не профессионалы узкого профиля. Чаще всего такие «универсалы» появляются в процессе работы малого предприятия, поскольку им приходится совмещать должности и выполнять различные виды работ.

2. Отсутствие многоуровневой  организационной структуры приводит  персонал к пониманию карьеры  как расширению и усложнению  функциональных обязанностей, роста  профессионализма, увеличению заработной  платы, а не повышению в должности.

3. Более высокая информированность  работников. Руководителю предприятия  сложно скрыть от персонала  сведения о методах работы  и отношениях с клиентами и  государственными структурами. Информированность  работников ставит работодателя  в некоторую зависимость от  них и тем самым вынуждает  набирать персонал среди родственников,  личных знакомых или по рекомендации  проверенных людей.

4. Меньшая степень бюрократичности  в работе. На малых предприятиях  отсутствуют многие правила и  документы по регламентации работы  с персоналом, а существует система  неофициальных установок. Купить новостройку у застройщика в Подмосковье. Доступные цены Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, к проявлению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

5. Отсутствие организованного  обучения. Объясняется это рядом  причин: недооценкой необходимости  обучения руководителя предприятия,  нехваткой средств, неопределенностью  перспектив предприятия, низкой  оценкой существующих курсов.

6. Повышенные требования  к личным качествам работника.  Малый коллектив быстрее освободится  от того, чьи качества не соответствуют  принятым нормам и ценностям  предприятия.

7. Широкий выбор работников. Существующая безработица позволяет  руководителям нанимать сотрудников  на невысокую оплату труда, при этом имеется возможность экономить на социальных льготах, обучении, условиях труда и т.д. Отсутствие высокой квалификации у работников снижает уровень их претензий. Боясь потерять работу, многие добровольно идут на такие ущемления.

8. Ориентация не на  прямые, а на косвенные свидетельства  профессиональной пригодности работника.  Значимость рекомендаций на малых  предприятиях в настоящее время  рассматривается не только с  точки зрения подтверждения профессионализма  работника. Фактически рекомендации  подтверждают наличие у кандидата  знакомых и коллег, готовых отвечать  своей репутацией за действие  работника. Другими словами, важно  не только содержание рекомендации, а личность (должность) того, кто  ее дает. В этом случае принципы  кадрового отбора ориентированы  не на прямые, а на косвенные  свидетельства профессиональной  состоятельности кандидата. Амитек -программирование атс Panasonic KX-TDA600 в Москве Предприятие получает работника, обладающего специфическим капиталом в виде личных знакомств, должностных контактов и неформальных связей, которые в дальнейшем принесут предприятию дополнительные заказы и предложения.

9. Социальная незащищенность. Благополучие персонала зависит  от руководителя. Прослеживается  слабая формализованность трудовых  отношений: часто предпочтение  отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, работник может остаться без оплаты больничных, учебных и ежегодных отпусков. Практически на всех малых предприятиях коллективные договора, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников, отсутствуют. Единственный документ, который регулирует отношения работодателя с работниками, -Трудовой кодекс РФ.

В ст. 59 Трудового кодекса  РФ (и это единственная норма, ка-саюшаяся непосредственно субъектов малого бизнеса) сказано, что «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо по инициативе работника ... с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам».

10. Существенное различие  стартовых условий предприятия.  Бывшие государственные предприятия  уже имеют помещения, оборудование, сложившуюся систему хозяйственных  связей. Это дает возможность  бывшим государственным предприятиям  развивать и совершенствовать  социально-бытовую сферу и вкладывать  средства в обучение и развитие  своего персонала. Однако ориентация  на традиционную организацию  труда не позволяет им обеспечивать  достаточную для функционирования  в рыночной среде гибкость, что  и сказывается на более низкой  доходности по сравнению с  новыми предприятиями.

Наряду с общими особенностями  управления персоналом малого предприятия  существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности.

В производственных организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные  методы стимулирования и вознаграждения за труд. фильтры для питьевой воды Такие методы стимулирования, как карьерный рост, обучение за счет предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные организации в основном имеют дело с рабочими специальностями, что упрощает методы отбора работников и их оценку. В производственных организациях более заметна статусная дифференциация между работниками и противоречия интересов. Это ведет к повышению уровня конфликтности.

Банковская сфера характеризуется  закрытостью: многие работники владеют  большим объемом коммерческой информации, выход которой за пределы банка недопустим. В связи с этим руководство банков заботится о надежности нанимаемого персонала (нанимают строго по проверенным рекомендациям), а также принимает меры к удержанию работников. Специфическая банковская деятельность Предъявляет высокие требования к квалификации работников. По этой причине при найме учитываются профессиональные и личные характеристики будущих сотрудников. Здесь же осуществляются максимальные затраты на обучение персонала. Относительно высокая доходность банковской сферы позволяет помимо фонда заработной платы осуществлять другие социальные выплаты и гарантии. Администрация и специалисты банков имеют много общих социальных характеристик: высшее образование, высокий уровень интеллекта, творческий характер труда, что сокращает дистанцию между ними и снижает уровень конфликтности в коллективе.

Торговые малые предприятия  обучение персонала проводят внутри предприятия и ориентируют своих  работников на самообразование и  самостоятельное приобретение опыта  работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о  требованиях, которые предъявляет  к работнику та или иная специальность.

Многих работников привлекает работа на малых предприятиях. Кроме  малопривлекательных аспектов в  организации деятельности малых  предприятий можно выделить и  ряд положительных, которые способны удерживать высококвалифицированных  рабочих и служащих:

• место работы и место  жительства обычно находятся близко друг к другу;

• небольшой коллектив  быстрее объединяется, что способствуют укреплению отношений в коллективе;

• тесные деловые отношения  между работодателем и персоналом позволяют легче решать проблемы;

• достижения работников быстрее  признаются и вознаграждаются;

• у персонала предприятия  больше возможностей для карьерного роста;

• работники могут участвовать  в процессе принятия решений;

• заработная плата может  быть сравнима с заработной платой на крупных предприятиях;

• возможно участие в  доходах предприятия;

• работники могут стать  акционерами или партнерами;

• малые предприятия не ограничены многочисленными правилами.

Не все из перечисленных  возможностей доступны для каждого  малого предприятия, но многое может  стать частью плана по управлению персоналом. В целом управление персоналом малого предприятия представляет собой  малосистемный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.


Информация о работе Управление персоналом малого предприятия