Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Первоочередные задачи, стоящие перед предприятием, для того чтобы внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления качеством это – ответственность руководства в первую очередь, также:
- вовлечение персонала,
- обучение и всеобщая ответственность персонала,
- ориентация на потребителя,
- минимизация потерь.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Разделение стандартов ИСО является логичным и практичным и соответствует трём определённым типам договорных обязательств.

В таблице представлен список перекрёстных ссылок (в соответствии с главами) на элементы Системы Качества

ИСО

9001

ИСО

9002

ИСО

9003

ИСО

9000-2

Наименование пункта стандарта ИСО 9001

ИСО

9004-1

ИСО

9000-1

1

2

3

4

5

6

7

4.1 о

о

оо

4.1

Ответственность руководства

4

4.2; 4.3

4.2 о

о

оо

4.2

Система качества

5

4.4; 4.5; 4.8

4.3 о

о

о

4.3

Анализ контракта

8

4.4 о

х

х

4.4

Управление проектированием

8

4.5 о

о

о

4.5

Управление документацией и данными

5.3; 11.5

4.6 о

о

х

4.6

Закупки

9

4.7 о

о

о

4.7

Управление продукцией, поставляемой потребителем

4.8 о

о

оо

4.8

Идентификация продукции и прослеживаемость

11.2

5

4.9 о

о

х

4.9

Управление процессами

10; 11

4.6; 4.7

4.10 о

о

оо

4.10

Контроль и проведение испытаний

12

4.11 о

о

о

4.11

Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

13

4.12 о

о

оо

4.12

Статус контроля и испытаний

11.7

4.13 о

о

оо

4.13

Управление несоответствующей продукцией

14

4.14 о

о

о

4.14

Корректирующие и предупреждающие действия

15

4.15 о

х

х

4.15

Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка

10.4; 16.1; 16.2

4.16 о

о

о

4.16

Управление регистрацией данных о качестве

5.3; 17.2; 17.3

4.17 о

о

х

4.17

Внутренние проверки качества

5.4

4.9

4.18 о

о

о

4.18

Подготовка кадров

18.1

5.4

4.19 о

о

оо

4.19

Техническое обслуживание

16.4

4.20 о

о

х

4.20

Статистические методы

20

Экономика качества*

6

Маркетинг, безопасность продукции*

19; 7

о - жесткое требование стандарта;
оо - менее жесткое требование по сравнению с ИСО 9001 и ИСО 9002;
х - элемент отсутствует;
* - элемент не является требованием ИСО 9001-9003

В зависимости от продукции и производственного цикла, так же рекомендуется применять различные модели системы качества и методические рекомендации (см. табл.).

 

 

Виды моделей системы качества ИСО

Продукция предприятия

Цикл выпуска продукции

Стандарт на систему качества

Методические рекомендации

Овеществленный продукт

Полный, от разработки до сервиса изделия

ИСО 9001

ИСО 9000 часть 1 и 2

Не полный, разработка и сервис изделий не производится

ИСО 9002

Производятся только испытания изделий

ИСО 9003

Сырье и полуфабрикаты

Не полный, так как разработка и сервис продукции не возможен

ИСО 9002

ИСО 9000 часть 1 и 2, ИСО 9004, часть 1

Услуги (например, юридические, транспортные, финансовые, образовательные, бытовые, торговые и т.д.);

Не зависит от цикла

ИСО 9001

Или 9002

ИСО 9000 часть 1 и 2, ИСО 9004, часть 2

Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.)

Полный цикл

ИСО 9001

ИСО 9000 часть 1, 2 и 3

Не полный цикл

ИСО 9002

 

Управление качеством в современном мире обычно осуществляется по двум системам: total quality management (TQM) и “стандартов системы качества” ИСО-9000 (ISO-9000).

При сравнительном анализе этих двух систем: стандартов ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице:

 

 

 

 

Стандарты ISO 9000 и TQM
 

ISO 9000

TQM

Нет необходимости фокуса на определенного потребителя

Фокус на определенного потребителя

Не интегрировано в корпоративную стратегию

Интегрированная стратегия компании

Фокус на технические системы и процедуры

Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию

Вовлеченность всех сотрудников не обязательна

Подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников

Не фокусирует на непрерывном улучшении

Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество

Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества

Каждый сотрудник ответственен за качество

Возможность фокуса на подразделения

Организация всех подразделений, функций и уровней

В основном статичен

Подразумевает изменение процесса и культуры


 

Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.

Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.

Принц

Принципы TQM:

1. Ориентация организации на заказчика. Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.

Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом.

В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.

2. Ведущая роль руководства.

Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.

Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков.

Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.

3. Вовлечение сотрудников

Весь персонал - от высшего руководства до рабочего - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.

Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

4. Процессный подход

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

Про бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:

основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;

обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

Бизнес-процессы реализуются посредством осуществления бизнес-функций.

При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня:

управление в рамках каждого бизнес-процесса;

управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

Основой управления отдельным бизнес-процессом и группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить:

затраты на осуществление бизнес-процесса

расчет времени на осуществление бизнес-процесса

показатели качества бизнес-процесса.

 

На основе этого принципа организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.)

Следующим этапом на пути к TQM является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

Информация о работе Управление качеством продукции