Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество — это совокупность свойств продукции, услуг, процесса, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 81.07 Кб (Скачать)

    Гарантировать качество может только система, обеспечивающая его на протяжении всего жизненного цикла продукции.

    Система управления качеством  включает в себя: требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификацию надежности; требования к организации производства и управлению качеством от проектирования до эксплуатации.

 

    

    1.3 Функции и субъекты управления  качеством

    Нередко случается, что в интересах экономии средств жертвуют качеством, чтобы  выйти на намеченный экономический уровень производства. В большинстве случаев в низком качестве продукции виновато руководство предприятия (менеджеры высшего уровня).

    Конкурентоспособность товара или услуги по качеству требует  от высших менеджеров решения ряда задач — это политика в области  качества, организация системы управления качеством.

    В обязанности менеджера по качеству входит обширный круг вопросов. Это  и контроль за сырьем и полуфабрикатами от субпоставщиков, и анализ всех собранных материалов испытаний выпускаемых изделий, проводимый для того, чтобы сделать выводы о необходимости внесения изменений в конструкцию и технологию производства. Менеджеры обязаны проводить оценку действующей системы обеспечения качества на ее соответствие современным принципам и нормам.

    На  менеджеров по качеству возложена и  работа с потребителями. Они обязаны анализировать рекламации, проводить уточнения и конкретизацию возникающих проблем и предлагать пути их решения (например, выяснять удовлетворенность потребителя послепродажным обслуживанием и содействовать повышению его эффективности). Важным аспектом работы менеджеров по качеству является составление программ повышения качества продукции.

    Менеджер  по качеству — это специалист, владеющий  методами статистики и методикой  стандартизации, основами управления, маркетингом, вопросами бухгалтерского учета, обладающий определенным запасом  экономических знаний. Специалист по качеству на фирме — это полноправный член управленческого звена, а ни в коей мере не работник вспомогательной службы.

    На  предприятиях, в акционерных обществах, объединениях действует служба технического контроля. отделы (ОТК) или управления (УТК), организующие работу по контролю и испытаниям качества продукции и осуществляющие контрольно-испытательные операции.

    Ни  одна организационная структура  не будет эффективно функционировать без систематического и целенаправленного обучения персонала вопросам обеспечения качества. Постижение науки о качестве пробуждает сознательность и изменяет отношение к качеству. Воздействие на эффективность производства, перспективы повышения качества продукции напрямую связаны с качеством труда всех рабочих и служащих. В связи с этим представляет интерес деятельность кружков качества.

    Кружки  качества — это группы служащих или рабочих одного подразделения организации, которые добровольно собираются на регулярные обсуждения проблем качества и разрабатывают предложения по поддержанию или повышению качества продукции или услуг. Кружки качества получили наибольшее распространение в японской промышленности, где традиционно много внимания уделяется задаче привлечения исполнителей к решению общеорганизационных задач.

    Как правило, члены кружка проходят предварительную  специализированную подготовку, нацеленную на определение проблем и выработку проектов улучшения качества (так называемая постоянная нацеленность на повышение качества). Периодически в работе этих кружков участвуют представители администрации, выполняющие в основном информационную и экспортно-поощрительную роли.

 

    

    1.4. Система менеджмента качества

    Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в  нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к  разработке продукции.

    Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также  контроль за правильностью использования этой документации.

    Действующая система стандартизации позволяет  разрабатывать и поддерживать в  актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

    Система стандартизации Российской Федерации  должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными  системами и обеспечивать:

  • защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
  • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
  • совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
  • создание нормативно-технической базы социально-экономичес-ких программ и крупных проектов;
  • устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
  • безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

    Концепция системы стандартизации РФ содержит также определенные требования к  формированию фонда стандартов:

  • стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должна существовать потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;
  • стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
  • стандарты не должны дублировать друг друга;
  • стандартизация должна быть комплексной, т.е. в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:

    а) по всем стадиям жизненного цикла продукции от разработки до утилизации;

    б) по всем уровням разукрупнения — от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;

    в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению.

    Фонд  государственных стандартов должен строиться на основе целесообразного  равновесия между двумя принципами:

  • не стать тормозом в процессе достижений науки и техники;
  • обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно это касается основополагающих и общетехнических стандартов.

    Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться  следующим правилам:

  • большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;
  • более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие элементы, материалы.

    Стандартизация  основана на ряде принципов:

    1) повторяемость — определяет круг  объектов, к которым применимы  вещи, процессы, отношения, обладающие  одним общим свойством — повторяемостью  либо во времени, либо в пространстве;

    2) вариантность — создание рационального  многообразия — обеспечивает  минимум рациональных разновидностей  стандартных элементов, входящих  в стандартизируемый объект;

    3) системность — определяет стандарт  как элемент системы и приводит  к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней  сущностью конкретных объектов  стандартизации;

    4) взаимозаменяемость — применительно  к технике предусматривает сборку  или замену одинаковых деталей,  изготовленных в разное время  и в различных точках пространства.

 

    

    1.5. Сертификация продукции

    В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции.

    Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям  нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.

    Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и  кто устанавливает это соответствие.

    Сертификация  – это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или  техническим условиям.

    Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий) ,проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

    Многие  зарубежные фирмы расходуют большие  средства и время на доказывание  потребителю, что их продукция имеет  высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти  работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

    В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень  эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия  на внешний и внутренний рынок  сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

    Сертификация  появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы  безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

Информация о работе Управление качеством продукции