Управление качеством образовательных услуг в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:53, доклад

Описание работы

Исходя из особенностей и состояния нынешнего образования, необходимо рассмотреть сущностное понимание понятий: “образование”, “качество образования”.

Работа содержит 1 файл

Качество образования.docx

— 21.63 Кб (Скачать)

Содержание  понятия «качество образования»

Ю.Королева

Студентка специальности «управление  персоналом»

         Исходя из особенностей и состояния  нынешнего образования, необходимо рассмотреть сущностное понимание понятий: “образование”, “качество образования”.

Под качеством образования  специалисты в области управления образованием понимают соотношение  цели и результата, меру достижения цели.

         В теоретических разработках существуют подходы разных мастеров педагогики к проблеме “качества образования”. Но наиболее притягателен, на мой взгляд, подход Шишова С.Е. и Кальней В.А.. Они характеризуют “качество образования, как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности”.

        Значит, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций участников образовательного процесса.

      Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

  Будучи сложным  и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический  процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками  знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

        Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

      Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

- родители, например, могут соотносить качество образования  с развитием индивидуальности  их детей,  
- качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.  
- для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,  
- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, 
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

         Некоторое непонимание значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное.                                                                                           Системообразующим понятием в содержании «качество образования» является компетенция и ее взаимосвязь с компетентностью.

        Компетенция – это уровень профессионального развития специалиста. Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем . Компетентность [лат. competens надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.

        Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный. Европейский вариант ключевых компетенций включает умение: 

-изучать;

- искать;

- думать;

-сотрудничать;

-приниматься за  дело

-адаптироваться.

Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать  у учащихся следующие компетенции:

-ценостно-смысловые;

-учебно-познавательные

-информационные;

-коммуникативные;

-социально-трудовые.

         При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции, которое происходит во взаимодействии педагога с учениками и выстраивается в следующей последовательности:

-   оценка образовательной ситуации (урока, перемены, экскурсии, внеучебной трудовой деятельности и т.д.);

-  определение компонента трудовой деятельности, который будет акцентироваться в процессе педагогического взаимодействия (рациональная двигательная активность, соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, соблюдение норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности, профориентация);

- выбор технологии трудового производства (швейного, картонажного, ручного, самообслуживающего, хозяйственно-бытового);

-реализация технологии, связанной с наличием собственной  мотивации к труду и опытом  трудовой деятельности.

Мышление категориями  компетенций требует глубоких изменений  в сфере образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1.Педагогика: педагогическиетеории, системы, технологии. Учебное пособие/Под ред. Смирнова С.А.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология

. -- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.(ст.34)

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.(стр.178)

4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.

Информация о работе Управление качеством образовательных услуг в организации