Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:53, доклад
Исходя из особенностей и состояния нынешнего образования, необходимо рассмотреть сущностное понимание понятий: “образование”, “качество образования”.
Содержание понятия «качество образования»
Ю.Королева
Студентка специальности «управление персоналом»
Исходя из особенностей и
Под качеством образования
специалисты в области
В теоретических разработках существуют подходы разных мастеров педагогики к проблеме “качества образования”. Но наиболее притягателен, на мой взгляд, подход Шишова С.Е. и Кальней В.А.. Они характеризуют “качество образования, как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности”.
Значит, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций участников образовательного процесса.
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
- родители, например,
могут соотносить качество
- качество для учителей может означать
наличие качественного учебного плана,
обеспеченного учебными материалами.
- для учащихся качество образования, несомненно,
связывается с внутришкольным климатом,
- для бизнеса и промышленности качество
образования соотносится с жизненной
позицией, умениями и навыками, знаниями
выпускников,
- для общества качество связано с теми
ценностными ориентациями и более широко
- ценностями обучающихся, которые найдут
свое выражение, например, в гражданской
позиции, в технократической или гуманистической
направленности их профессиональной деятельности.
Некоторое непонимание значения качества
усиливается из-за того, что оно может
использоваться как абсолютное, так и
относительное понятие. Качество в обыденном,
житейском понимании используется главным
образом как понятие абсолютное.
Компетенция – это уровень профессионального развития специалиста. Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем . Компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный. Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:
-изучать;
- искать;
- думать;
-сотрудничать;
-приниматься за дело
-адаптироваться.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:
-ценостно-смысловые;
-учебно-познавательные
-информационные;
-коммуникативные;
-социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции, которое происходит во взаимодействии педагога с учениками и выстраивается в следующей последовательности:
- оценка образовательной ситуации (урока, перемены, экскурсии, внеучебной трудовой деятельности и т.д.);
- определение компонента трудовой деятельности, который будет акцентироваться в процессе педагогического взаимодействия (рациональная двигательная активность, соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, соблюдение норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности, профориентация);
- выбор технологии трудового производства (швейного, картонажного, ручного, самообслуживающего, хозяйственно-бытового);
-реализация технологии,
связанной с наличием
Мышление категориями
компетенций требует глубоких изменений
в сфере образования.
Литература
1.Педагогика:
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология
. -- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.(стр.178)
4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
Информация о работе Управление качеством образовательных услуг в организации