Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 11:44, курсовая работа
Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.
Одной
из таких организаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ
СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
(ГАТТ), занимающееся общими вопросами
регулирования международной
Помимо межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них – материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы.
Другой межправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимает активное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран.
На
региональном уровне вопросами организации
сотрудничества между странами в
области сертификации и взаимного
признания результатов
В
целом можно сделать вывод
о быстром росте числа
Итак, современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.
Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.
Вестник
СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 3 (№ 21)
Н.Д. Лотов
на
основе международных
стандартов ISO серии
9000
Активное развитие рыночных отношений в России, ее интеграция в мировую экономику, предстоящее вступление в ВТО заставляет отечественные предприятия заниматься вопросами повышения конкурентоспособности, которая определяется качеством выпускаемой продукции. В развитых странах мира для решения этих задач предприятия активно используют системы менеджмента качества (СМК), отвечающие нормам международных стандартов ISO серии 9000 (МС ISO 9000). В России данный инструмент начинает приобретать популярность, однако ввиду поверхностного отношения к вопросам управления качеством этот опыт не всегда можно назвать успешным. Поэтому имеет смысл проанализировать зарубежную практику использования систем управления качеством на основе стандартов ISO серии 9000.
Система менеджмента качества, согласно последней версии стандартов ISO серии 9000 в переводе Госстандарта РФ, представляет собой «систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству».1 Стандарты семейства ISO 9000 задают методологию функционирования соответствующих систем, которая обеспечивает высокое и стабильное качество производимых предприятиями товаров и услуг.
Появление стандартов ISO 9000 явилось логическим результатом развития управления качеством – от появления его отдельных элементов, их интеграции до формирования комплексной, а затем и тотальной системы управления качеством (Total Quality Management – TQM). Преимущества такого подхода способствовали разработке сначала национальных, а затем и международных стандартов ISO 9000 по созданию систем качества, которые стали широко применяться на предприятиях. Первая версия стандарта появилась еще в 1987 г., обобщив накопленный в мировой практике опыт организации работ по управлению качеством. В 1994 г. он был пересмотрен, а с 2000 г. действует третья последняя версия стандарта.
Сертификация СМК на соответствие стандартам ISO 9000 получила широкое развитие в мире во всех сферах экономики. Об их популярности свидетельствует общая динамика количества выданных сертификатов. К концу 2002 г. 561 747 предприятий мирового хозяйства сертифицировали свои системы качества по требованиям МС ISO 9000, превысив показатель 2001 г. на 10%. Еще большее число компаний ограничиваются лишь декларацией о внедрении (например, в Германии). Наибольшим количеством сертифицированных СМК на тот же период обладал Китай (75 755 сертификатов), за ним следуют Италия (61 212), Великобритания (60 960), США (38 927), Германия (35 802), Япония (33 964).2
Интересно отметить, что при появлении стандартов ISO серии 9000 японские специалисты по качеству весьма негативно относились к ним, считая, что они разрушают японский стиль менеджмента качества. Но в последнее время японские лидеры качества изменили
Информация о работе Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000