Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, реферат
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.
Введение
1. Общее понятие об управленческом общении
2. Структура общения
Заключение
Список литературы
2. С точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет)
3.
По числу, характеру и степени
вовлеченности субъектов в
4.
По организационным формам
По средствам коммуникации общение бывает двух видов: речевое и неречевое (невербальное). Невербальные средства общения в свою очередь делятся на оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, плач, смех), пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.)
Состояние людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому оказываются для руководителя важнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию подчиненных, руководитель может добиться их расположения, повысить свой статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории.
Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и др.), частота дыхания, жесты, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невербальные сигналы служат выражением межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений.
Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев и шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше социально-экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей.
Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, нужно руководствоваться следующими правилами:
1.
Судить следует не по
2.
Жесты нельзя трактовать в отрыве
от контекста их проявления. Один и тот
же жест (к примеру, скрещенные на груди
руки) на переговорах может означать скованность,
нежелание участвовать в обсуждении проблемы,
возможно, недоверие, а человек, стоящий
со скрещенными руками зимой на автобусной
остановке, наверняка попросту замерз.
3.
Следует учитывать
4. Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.
5.
Помните о “второй натуре”,
т.е. о той роли, которую в
данный момент и в течение
длительного отрезка времени
(иногда в течение всей жизни)
играет человек. Эта роль
6. Другие факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия — профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы.
Организация пространства. Эффективность общения руководителя с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога друг относительно друга.
Выделяется несколько зон общения:
1. Интимная зона (до 50 см). В нее допускаются только очень близкие люди, и всякая непрошенная попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию. Деликатность, умение держать дистанцию — непременное условие плодотворного общения.
2. Личная зона (от 50 см до 1,2 м). Это зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных друг в друге партнеров.
3.
Социальная зона (от 1.2 м до 3,5 м). Зона
общения с большинством людей.
Сила индивидуального
4. Общественная зона (более 3,5 м). Это зона общения в аудитории.
На расстоянии более 8 м эффективность общения резко снижается.
Для руководителя важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале, аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче “выключается” из общения.
Если преимущественно монологические формы общения (лекция, доклад) допускают традиционное расположение — оратор лицом к аудитории, сидящей рядами, то диалогические формы общения при таком расположении непродуктивны
Эффективные варианты размещения аудитории при диалогических (полилогических) формах общения:
Единая команда. В центре — организатор обсуждения, остальные участники — круг заинтересованных людей.
Блочный метод. Такое расположение подходит для организации диспутов, “круглых столов”. Участники обеспечены микрофонами. При необходимости микрофоны устанавливаются в зале.
Расположение участников друг напротив друга. Этот способ размещения эффективен, когда предстоит обсуждение, участники которого придерживаются противоположных взглядов.
“Треугольник”. Участников немного, и они могут общаться непосредственно. В центре — организатор (лидер общения).
“Круглый
стол”. Роль организатора общения минимальна.
Все участники находятся в
равном положении. Если участников дискуссии
много, то возможен еще один (внешний)
круглый ряд.
Другая составляющая общения — интерактивная, характеризующая общение как взаимодействие. В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила “теория социального действия”, в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия. Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение. К этой идее обращались социологи М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи Янг, Фримен и др.
В качестве примера рассмотрим реализацию этой идеи в теории Парсонса. По его мнению, в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия и на них строится человеческая деятельность как результат единичных действий. В качестве элементов предлагаемой им схемы выступают: (а) “деятель”, (б) “другой” (объект, на который направлено действие), (в) нормы (по которым организуется взаимодействие), (г) ценности (которые защищает каждый участник), (д) ситуация (в которой совершается действие).
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие социальная связь. Она может быть представлена как последовательное осуществление: (а) пространственного контакта, (б) психического контакта, (в) социального контакта (совместная деятельность), (г) взаимодействия, (д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия).
В отечественной психологии используется такой подход: вначале дается анализ структуры человеческой деятельности, а затем внутри нее в качестве ее компонентов выделяются действия (и далее операции). Структура отдельного действия при таком подходе задается структурой общей деятельности.
Во
взаимодействии, прежде всего, выделяют
два противоположных его вида:
кооперацию и конкуренцию. Разные авторы
обозначают эти два вида различными
терминами: согласие и конфликт, приспособление
и оппозиция, ассоциация и диссоциация
и т.д. В одном случае анализируются такие
проявления взаимодействия, которые способствуют
организации совместной деятельности,
в другом - “расшатывающие” совместную
деятельность, представляющие собой препятствия
для нее.
Перцептивная составляющая общения — это восприятие одним партнером по общению другого. Механизмы процесса восприятия таковы:
1.
Идентификация (уподобление
2.
Стереотипизация (восприятие
3.
Рефлексия (в социальной
4. Обратная связь (основывается на ответных реакциях партнера по общению);
5.
Эмпатия (это не рациональное
осмысление проблем другого
Восприятие зависит от личностных особенностей воспринимающего, от его жизненного опыта, от установки, обстоятельств и т.д.
Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке.
“Эффект ореола” означает влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные.
“Эффект упреждения” состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека — самые последние сведения о нем (“эффект новизны”).
“Проекция” — неосознаваемая тенденция воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представления о себе, состояния и качества как качества другого человека, переносить, “проецировать” их на другого.
Качество
управленческого общения в
Самоотверженная работа руководителя в интересах коллектива, его профессиональная компетентность, организаторские качества, человечность в отношении с подчиненными — вот из чего складывается авторитет руководителя. Стремление завоевать уважение сотрудников — это не проявление самолюбивых притязаний, а непременное условие эффективности управленческого общения. Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Существует целый арсенал средств, способствующих формированию аттракции, т.е. расположенности подчиненных к своему руководителю. И здесь нет мелочей. Важно, обращается ли и как часто руководитель к подчиненному по имени-отчеству, здоровается ли первым, улыбается ли, умеет ли говорит комплименты, интересуется ли личными проблемами сослуживцев, способен ли терпеливо их выслушивать. Исследования показывают, что только три человека из ста могут эффективно трудиться в условиях психологически напряженной атмосферы в коллективе.