Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 10:23, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение процесса принятия решения руководителем предприятия, а также выявление технических условий и факторов, влияющих на качество принимаемых решений в организации.
Введение 2
1. Классификация управленческих решений 3
2. Условия и факторы качества управленческих решений 6
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Взаимосвязь решений. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти.
Фактор
сложности. Сложность исполнения (реализации)
принятого решения зависит
Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения наряду с позитивными не исключает и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.
Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств, с тем чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.
Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т.д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
Факторы качества управленческих решений:
Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
оптимального или рационального характера принимаемого решения;
своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
соответствия
принимаемых решений
квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
готовности
управляемой системы к
Требования,
предъявляемые к управленческим
решениям. Для того чтобы быть эффективным,
т.е. достигать некоторых
единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;
обоснованность
и правомочность —
— применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
—
применение методов функционально-
ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;
краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;
гибкость
— существование алгоритма
своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;
объективность
— менеджеры не должны игнорировать
фактические условия или
— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;
возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;
автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;
ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;
наличие
механизма реализации — содержание
решения должно включать разделы, охватывающие
организацию, стимуляцию, контроль при
реализации решений.
Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.
Цели
и критерии оценки управленческих решений.
Целью называют идеальный результат
деятельности в будущем. Целью решения
условимся называть те конкретные результаты,
которые предполагается получить после
реализации этого решения в определенных
условиях и фиксированном периоде времени.
При этом цель всегда лежит вне системы.
Она отражает реакцию среды на систему.
Качество цели определяет успех или неудачу
организационно-
Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:
недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
реальна и достижима в установленные сроки;
связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;
совместима с целями отдельных групп исполнителей;
формализуема. Формализация целей — процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.
Основная
цель для коммерческих организаций
— максимизация прибыли. При этом
могут формулироваться
Различают три типа организационных целей:
официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
Возможна и другая классификация целей:
стратегические цели;
цели конкретной бизнес-программы;
перспективные цели;
текущие цели;
оперативные цели.
Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.
Формализация
целей имеет место при
неэффективные, не позволяющие решить проблему;
рациональные, позволяющие решить проблему;
оптимальные
варианты решения — варианты, позволяющие
решить проблему наилучшим образом
в определенном критерием смысле
или построить наилучшую
При
сравнении вариантов
принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта;
принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым хорошим решением считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью параметров эффективности. Внутренняя устойчивость множества параметров эффективности достигается их несравнимостью, внешняя устойчивость достигается тогда, когда варианту, не вошедшему в множество хороших решений, соответствует более предпочтительный, вошедший в состав варианта, признанного хорошим.
Можно
утверждать, что множество хороших
решений — это совокупность несравнимых
решений, улучшить каждое из которых невозможно.
Можно только по тем или иным неформализуемым
соображениям отдать предпочтение одному
из вариантов.
Заключение
Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего решения, особенности внешней среды, в том числе условия определенности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимозависимость и взаимосвязность принимаемых решений и другие факторы.