Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
1. уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия;
2. раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.
3. дать характеристику объекту исследования;
4. выработать предложения по повышению эффективности производства.

Содержание

Введение___________________________________________________5
1.Понятие управленческих решений___________________________6
2. Классификация управленческих решений___________________10
2.1. Главные отличия управленческих решений________________10
3. Процесс принятия решения________________________________19
4. Принятие решения в реальной жизни_______________________26
4.1. Методы принятия управленческих решений________________27
4.2. Практическое использование технологии принятия
управленческого решения________________________28
Заключение_________________________________________________31
Список литературы__________________________________________32

Работа содержит 1 файл

Курсач 2.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    Однако  общие механизмы принятия решения в реальной жизни сохраняются.

    Решение можно рассматривать как продукт  управленческого труда, а его  принятие - как процесс, ведущий к  появлению этого продукта. Принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом,  приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в  зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

    Теоретически  существует четыре типа ситуаций, в  которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта.

    Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности рассматривался в главе 2.2. поэтому в этом разделе я рассмотрю лишь принятие управленческих решений в условиях неопределенности (некоторые моменты) и в условиях конфликта, так как данные ситуации наиболее часто встречаются в реальной жизни.

    Анализ  и принятие управленческих решений  в условиях неопределенности. Эта  ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий - максимизация прибыли - здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии:

    • максимин (максимизация минимальной прибыли)
    • минимакс (минимизация максимальных потерь)
    • максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.

    Анализ  и принятие управленческих решений  в условиях конфликта. Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ. Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы.

    Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения. При этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера. 

    4.1. Методы принятия  управленческих решений. 

    Существует  множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.

  1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.
  2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
  3. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
  4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности.
  5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
  6. Линейное программирование.
  7. Имитационное моделирование.
  8. Метод теории вероятности.
  9. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
  10. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.
 

    4.2. Практическое использование  технологии принятия  решения. 

    К сожалению, в Беларуси служба менеджмента  практически не развита, управленческие решения принимаются, как правило, руководителями предприятий на основе их личного опыта, то есть сугубо субъективно. Обратная связь – контроль за выполнением решений практически отсутствует. Но, как ни странно, чаще всего принятие правильного управленческого решения подчиняется всем описанным в работе процессам, и вне зависимости от знаний принимающих решение, проходит через все три стадии, но гораздо более сложным путем.

    Практическое  использование технологии принятия управленческого решения я хотел  бы рассмотреть на примере ООО  «АКАНТИТ».

    ООО «АКАНТИТ» занимается несколькими видами деятельности, как-то: монтаж, ремонт и сервисное обслуживание отопительных котлов, а также оборудования для производства стройматериалов; сдача в аренду помещений и т.д.

    На  этом предприятии в одно время  возникла необходимость повышения  эффективности работы. Для увеличения получаемой предприятием прибыли необходимо снижать себестоимость продукции предприятия, т. е. вводить эффективный контроль над издержками.

    Первым  шагом на этом пути является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы управленческой отчетности.

    Управленческая  отчетность представляет собой проблему практически для всех руководителей  предприятий из-за отсутствия соответствующей  системы фиксирования, обработки  и представления данных. Часть руководителей просто не знает, какие виды информации нужны им для более эффективного контроля работы подчиненных и более производительной работы предприятия. Часто решения принимаются на основе налоговой системы отчетности. На многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и практический, т. е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия.

    Следствием  такого подхода к формированию системы  отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна: на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности «снизу вверх» нарушается основной принцип построения информационной системы — ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью достоверности.

    Для того чтобы руководство предприятия  могло получать необходимые ему  для принятия управленческих решений  данные, нужно строить систему  отчётности «сверху вниз», формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение. Фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.

    Важнейшими требованиями к системе управленческой отчетности являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия.

    Очевидно, что эти требования наиболее полно  могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Использование технологии электронной системы учета сулило  серьезные преимущества по скорости получения, обработки информации, а, следовательно, и серьезные преимущества по скорости принятия управленческих решений.

    Принятие  решения о создании системы отчетности возлагалось на отдел автоматизации, который был занят и другими проблемами.

    Налицо  – проблема, ее непонимание со стороны  руководства и полное отсутствие готовых вариантов решения.

    Отдел автоматизации выполнил первую стадию принятия управленческого решения: был осуществлен сбор всей информации, касающейся данной проблемы, а именно, были изучены имеющиеся на рынке специализированного программного обеспечения продукты, их недостатки и достоинства. Было разработано несколько вариантов собственной автоматизированной системы отчетности.

    В результате, на стол руководителя легли  несколько проектов. Он не стал принимать  единоличное решение, а собрал всех специалистов отделов, работавших над данной проблемой. На совместном совещании было выработано приемлемое для всех решение, а именно, выбран один из проектов, и отдел автоматизации разработал необходимое программное обеспечение.

    В данном примере четко прослеживаются все три стадии принятия управленческого решения: уяснение проблемы, оставление плана решения (разработка альтернативных вариантов решения) и выполнение решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Поставленные  во введении цели, на мой взгляд, в  работе раскрыты. Подведя итоги, можно  отметить некоторые выводы.

    Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

    Принятие  решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

    На  характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты  и достоверной информации, которой  располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

    Комплексный характер проблем современного менеджмента  требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

    Принятие  решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

    Принятие  решений является самым важным делом  в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

    История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия. 

 

    

    Список  литературы 

    1. Вейл П. «Искусство менеджмента», М. Юрист, 1994

    2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник  для вузов.  - М.: ЮНИТИ, 1994.

    3. Кохно П.А., Микрюков В.А.,  Коморов   С.Е. Менеджмент. - М., 1993.

    4. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент»,  М., 1995

    5. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы  менеджмента», - М. «Дело», 1998г.

    6. «Основы менеджмента и маркетинга»,  под ред.Седегова Р.С., - Мн. «Вышэйшая школа», 1995 г.

    7. Паркинсон,  С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992. 

Информация о работе Управленческие решения