Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.

Содержание

Введение………………………………………………………………...2
1 Технология принятия управленческого решения………………..4
1.1 Рациональность и принятие решения……………………………….4
1.2Алгоритм выработки и реализации управленческого решения…….5
1.3. Этапы рационального решения проблем……………………………6
2. Методы прогнозирования, используемые в процессе принятия решения
2.1. Виды прогнозов и методы прогнозирования………………………11
2.2. Методы планирования, используемые в процессе принятия решения..13
Выводы………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

К.р. №2 по менеджменту.docx

— 42.06 Кб (Скачать)
 

Введение  

Создание большого числа предприятий различных  форм собственности в период становления  рыночного хозяйства в нашей  стране привело к тому, что руководителям  пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке “сверху”. Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.  
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д. 
Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности.  
Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой. 

Содержание

Введение………………………………………………………………...2

1 Технология принятия  управленческого  решения………………..4

    1. Рациональность и принятие решения……………………………….4

1.2Алгоритм выработки  и реализации управленческого  решения…….5

1.3. Этапы рационального  решения проблем……………………………6

2. Методы прогнозирования,  используемые в  процессе принятия  решения
 

2.1. Виды прогнозов  и методы прогнозирования………………………11

2.2. Методы планирования, используемые в процессе принятия  решения..13

Выводы………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Технология принятия управленческого решения
 
1.1 Рациональность и принятие решения
   Эффективное принятие решений, по мнению Кунца Г. и О'Доннела С. требует рационального выбора образа действий. Но что такое рациональность? Когда человек думает или решает рационально? Зачастую полагают, что это решение проблемы, а проблема иногда определяется как состояние смятения, неуверенности или хаоса. Однако если целью какого-либо человека является создание смятения, неуверенности или хаоса, то, очевидно, ни проблемы, ни необходимости решения ее не возникает.

   Мы, таким образом, видим, что необходимо соблюсти ряд условий, прежде чем  можно будет сказать, что люди поступают или принимают решения  рационально. Этими условиями являются:

  • ·  стремление к достижению какой-либо цели, достичь которой невозможно без позитивных действий;
  • ·  видение путей достижения цели при существующих условиях и ограничивающих факторах;
  • ·  обладание информацией и способностью анализировать и оценивать альтернативы, учитывая стоящую перед ними цель;
  • ·  стремление к оптимизации, выборам той альтернативы, которая в наилучшей степени способствует достижению цели.

   Полной  рациональности удается достичь  редко, в особенности в области  управления. Во-первых, никто не в состоянии принимать решение, относящееся к прошлому, решение должно быть рассчитано на будущее, а будущее почти обязательно включает в себя неопределенность. Во-вторых, вряд ли можно установить все альтернативы, которые способны привести к данной цели.

   Следовательно, управляющий должен довольствоваться ограниченной рациональностью, или, как говорят, рациональностью в "определенных рамках". Практически, достичь полной рациональности чрезвычайно трудно, нет ничего удивительного, что управляющие иногда хотят, чтобы их неприязнь к риску (желание "играть наверняка") пересилила стремление достичь оптимального решения. Г. Саймон называет это "достижением удовлетворительности", подразумевая выбор такого образа действий, который является удовлетворительным или "достаточно хорошим" в данных условиях. Несмотря на то, что многие управленческие решения принимаются из желания "проскочить" самые опасные места, обычно считают, что большинство управляющих стремится принять самые лучшие решения, какие только могут быть в границах рациональности, с учетом масштабов и характера риска, связанного с неопределенностью.

1.2. Алгоритм выработки  и реализации управленческого  решения
   Подготовка, принятие и реализация решения как  процесс управленческого труда  руководителя, имеет определенный алгоритм (принципиальную технологию): совокупность последовательно применяемых приемов  и способов достижения целей деятельности. 
 
 
  Выявление и анализ проблемной 1  
    ситуации (диагностика проблемы)    
           
  Формирование  целей 2  
           
    Формулировка  ограничений 3  
    и критериев    
ПОДГОТОВКА          
РЕШЕНИЯ   Выявление полного перечня  4  
    альтернатив    
           
  Выбор допустимых 5  
    альтернатив    
           
  Предварительный выбор 6  
    лучшей  альтернативы    
           
    Оценка  альтернатив со стороны 7  
    управляющего    
ПРИНЯТИЕ           
РЕШЕНИЯ   Экспериментальная проверка 8  
    альтернатив    
           
  Выбор единственного  решения 9  
           
  Определение этапов, сроков и 10  
    исполнителей  принятого решения    
РЕАЛИЗАЦИЯ           
РЕШЕНИЯ   Обеспечение работ 11  
    по выполнению решения    
           
  Выполнение  решения 12
  
 
 
 
   Рис. 2.1. Алгоритм подготовки, принятия и реализации решения

   Процесс решения с технологической точки  зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и  обратные связи. Упорядочение процесса подготовки, принятия и реализации решения в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью  количественных методов анализа  на основе использования четких однозначных  алгоритмов. Рассмотрение возникших  проблем в строгой логической последовательности дает возможность  плодотворно сочетать формальные и  эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и  добиваться более высокого его качества.

   В зависимости от того, на каких аспектах в процессе решения делается акцент, этот процесс можно структурировать  на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами. Нас интересует последовательность действий по целенаправленному  выбору лучшего варианта решения  из выявленного их множества и  роль руководителя в этом процессе. С учетом изложенного предлагается следующая схема процесса подготовки, принятия и реализации решения (рис. 2.1), сформированная на основе предложений. Этот процесс реализуется, как правило, путем интеративного приближения к требуемым результатам и содержит ряд этапов.

1.3. Этапы рационального  решения проблем
   Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения  проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существует два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от норм. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Специалист по управлению указывает, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же "должны быть следствием использования возможностей".

   Первая  фаза в диагностировании сложной  проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие "симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы болезни организации – низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.

   Увеличение  количества информации не обязательно  повышает качество решения. Как указывает  руководитель страдает от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различие между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. (Необходимо иметь в виду, что поступающая информация должна проходить жесткий отбор. Ее надо “фильтровать”, отбрасывая не относящуюся к делу и оставляя только релевантные сведения, которые и будут использованы в процессе принятия решения.)

   Формирование  целей. Определяются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике используется достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого перечня  до построения графа (дерева) целей  с характеристиками их приоритетов. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о  степени их достижения. Это и является конечным результатом работ на втором этапе.

   Формулировка  ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует  проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в  том, что именно можно с нею  сделать.  

Неадекватность  средств
 
Недостаточное число работников, имеющих требуемую  квалификацию и опыт
 
Неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам
 
Потребность в технологии, еще не разработанной  или чересчур дорогой
 
Исключительно острая конкуренция
 
Законы  и этические соображения
 
 
 

   Рис. 2.2. Некоторые ограничения корректирующих действий,  
влияющие на реальность решения

   Многие  возможные решения проблем организации  не будут реалистичными, поскольку  либо у руководителя, либо у организации  недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся  вне организации силы – такие, как законы, которые руководитель не властен изменить.

   Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые  общие ограничения приведены  на рис. 2.2. Как правило, для крупной  организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой  множеством трудностей.

   В дополнение к идентификации ограничений  руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать  альтернативные варианты выбора. Эти  стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают  в качестве рекомендаций по оценке решений. Например, принимая решение  о покупке автомобиля, вы можете ориентироваться на критерии стоимости – не дороже 10 тыс.рублей, экономичности – не менее 100 км на 10 литров бензина, вместимости – пять взрослых одновременно, привлекательности и хороших характеристик с точки зрения обслуживания.

   Выбор допустимых альтернатив. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных и  др.) Конечным результатом работ  на данном этапе является множество  альтернатив, удовлетворяющих ограничениям .

   Предварительный выбор лучшей альтернативы. Проводится детальный анализ допустимых альтернатив  с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. При решении достаточно сложных  задач на основе одних количественных расчетов зачастую трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одной альтернативы всем другим. Возможно выделение группы предпочтительных (эффективных) альтернатив, полученных, скажем, на основе оптимизации, по Перето. Конечным результатом работы на пятом этапе является вынесение суждения о предпочтительности альтернатив. Эти данные системными аналитиками представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме.

   Экспериментальная проверка альтернатив. В тех случаях, когда управляющий затрудняется в окончательном выборе наилучшей  альтернативы и имеются соответствующие  возможности, осуществляется экспериментальная  проверка 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив. Такой подход характерен для принятия решений в области  научно-технической деятельности.

   Конечным  результатом данного этапа является получение дополнительной экспериментальной  информации, необходимой для окончательного формирования у управляющего суждения о предпочтительности определения  варианта решения.

   Выбор единственного решения. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и  оценены, сделать выбор, то есть принять  решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями, как показано на примере с автомобилем. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество  компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет  наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

   Хотя  для управляющего идеально достижение оптимального решения, руководитель, как  правило, на практике не мечтает о  таковом. Исследователь Герберт Саймон (указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет “удовлетворяющим”, а не “максимизирующим”. Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.

   Если  экспериментальной проверки нет, то седьмой и девятый этапы совмещаются (см. табл. 2.1).

   Определение этапов, сроков и исполнителей принятого  решения. На данном этапе принятое решение  делим на составные компоненты, имеющие  конкретную временную и адресную привязку.

   Конечным  результатом работ на данном этапе  является получение ответов по принятому  решению на следующие вопросы: что  делать? где делать? кому делать? когда  делать? как делать? с кем делать? в какой последовательности делать?

   Выполнение  решения. Как подчеркивает Харрисон: “Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления” Процесс решения проблемы не заканчивается  выбором альтернативы. Простой выбор  направления действий имеет малую  ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение  должно быть реализовано. Уровень эффективности  осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения  редко, однако, бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

   Обратная  связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого  решения и начинающейся после  того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: “Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения  согласования фактических результатов  с теми, что  
 

   ожидались в период принятия решения” . Оценка решения руководством выполняется прежде всего с помощью функции контроля.

   Таким образом, на этапе реализации решения  осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, устранение отклонений от реализации решения, внесение в случае необходимости корректив  в реализуемое решение, анализ результатов  реализованного решения.

   В приведенных этапах процесса подготовки, принятия и реализации решения специально не выделены этапы сбора информации, построения моделей. Все это осуществляется практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решения. То же касается и использования в процессе подготовки, принятия и реализации решения определенных функций, например, организации, мотивации контроля. Очевидно, они должны применяться на всех этапах данного процесса .

   Ключом  к успешному решению является повторяющийся цикл формирования проблемы, выбора конечных целей, разработки путей  достижения целей, оценки их эффективности, экспериментальной проверки, уточнения  конечных целей, разработки новых вариантов  решения и т.д.

   Таким образом, рассмотренный процесс  носит интеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения .

2. Методы прогнозирования, используемые в процессе принятия решения
   Всякое  управленческое решение по своей  природе, как утверждают Глущенко В.В., Глущенко И.И., является прогнозным. Прогнозирование составляет фундаментальную основу предпринимательской и управленческой деятельности в любой сфере при выполнении любой из присущих ей функций.
2.1. Виды прогнозов  и методы прогнозирования
   Существует  множество формулировок понятий  прогнозирования и планирования, их роли и места в процессе функционирования организации. Глущенко В.В., Глущенко И.И. утверждают, что прогнозирование и планирование являются некоторой системой методических приемов, выполнение которых в определенной последовательности позволяет обеспечить эффективность управленческих решений. По мнению Мескона М., прогнозирование – это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Эти формулировки, скорее, не конкурируют, а дополняют друг друга. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

   В табл. 2.1 представлены типичные, наиболее используемые, виды прогнозов в соединении с планированием, систематизированные Месконом М. , в основу которых могут быть положены количественные и качественные методы прогнозирования.

   Таблица 2.1

   Разновидности прогнозов

  1. 1.  Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.
  2. 2.  Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.
  3. 3.  Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.
  4. 4.  Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, если используются данные многих областей знаний. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнения.
  5. 5.  Социальное прогнозирование, используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состоянии общества. Очевидно, фирма, сумевшая правильно предсказать отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму, или спрогнозировать, как изменится качество жизни или медицинское обслуживание, может иметь преимущество перед конкурентами, планируя выпуск новых товаров и предоставление новых услуг. Прогнозирование такого рода может быть полезным в управлении, особенно применительно к мотивации трудящихся. Например, фирма "Дженерал Электрик" применяет сложный метод социально-политического прогнозирования для повышения качества перспективного планирования в сфере трудовых отношений.
  

   Фатхутдинов Р.А. предложил следующую классификацию внутрифирменных видов прогнозов:

  • ·  нормативный;
  • ·  экспериментальный;
  • ·  параметрический;
  • ·  экстраполяционный;
  • ·  индексный;
  • ·  экспертный;
  • ·  оценки технических стратегий;
  • ·  функциональный;
  • ·  комбинированный

   Органическое, системное единство прогноза и планирования, реализуемое последовательностью  этапов их разработки – “поисковый прогноз – нормативный прогноз – стратегическое планирование – оперативное планирование”, позволяет последовательно и дозированно раскрыть неопределенности, связанные с внешней рыночной средой организации, а также состоянием внутренней среды самой организации и ее подсистем. Пропуск одного из элементов этой системы, “перепрыгивание через отдельные этапы и элементы” системы и процесса “прогнозирование – планирование” может привести:

  • ·  к снижению точности планирования, а следовательно, эффективности принимаемых решений;
  • ·  к повышению риска при принятии решения (Глущенко В.В., Глущенко И.И.).

   Необходимо  учитывать, что как и любой  инструмент, прогнозирование и планирование эффективны и безопасны только при корректном обращении с этим инструментом. Это подразумевает:

  • ·  правильный выбор метода прогнозирования или планирования в соответствии с целями прогноза или задачами плана, объемом и характером располагаемой информации;
  • ·  использование научно обоснованных норм расходов ресурсов;
  • ·  верификацию результатов прогноза.
2.2. Методы планирования, используемые в процессе принятия решения
   Представляется  естественным в условиях рыночной экономики  классифицировать планирование с учетом реализуемой функции предпринимательства, этапов и фаз рыночного, жизненного цикла (или цикла проектирования товаров). При этом виды планов в  зависимости от календарных сроков планирования вторичны: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Плановое решение – это один из наиболее часто встречающихся видов управленческих решений. В соответствии с функциями предпринимательства выделяются следующие виды планирования:
  • ·  планирование развития (стратегическое, бизнес планирование);
  • ·  планирование маркетинга;
  • ·  планирование производства;
  • ·  планирование менеджмента.

Планирование  может осуществляться:

  • ·  по аналогии;
  • ·  эвристически на базе интуитивных знаний или накопленного опыта;
  • ·  на основе математических методов.

Планирование  по аналогии может оказаться наиболее быстрым и дешевым способом решения  плановых задач и используется только после установления факта этой аналогии. При эвристическом планировании могут быть использованы те же методы экспертных оценок, что и при прогнозировании. При планировании с использованием математических методов осуществляется соединение основных составляющих производства – средств труда, предметов труда и самого труда (Глущенко В.В., Глущенко И.И.).

 
   
 
 
 

Выводы

Итак, в завершении работы, мне хотелось бы отметить основные моменты.  
1.       Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным. 
2.       Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?  
3.       Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность  
4.       К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.  
5.       К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.  

 
 

Список литературы:

  1. Основы менеджмента; М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури; Москва ; 2009г.
  2. Управленческие решения; Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.; Москва 2003
  3. Основы менеджмента; Одинцов А.А.; москва; 2006
  4. http://www.coolreferat.com/Методология_принятия_управленческого_решения_часть=2
  5. http://fictionbook.ru/author/denis_yurevich_lapiygin/upravlencheskie_resheniya/read_online.html?page=5

Информация о работе Управленческие решения