Управленческая мысль и её вклад в развитие истории менеджмента

Автор: s********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
1. первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;
2. протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (II тыс. до н.э.);
3. первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;
4. арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I тыс. до н.э., боровшихся друг с другом;
5. период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);
6. период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Основные школы индийской философии……………………………………………..…5

Вклад в развитие практики и теории менеджмента индийской цивилизацией……9

Заключение………………………………………………………………………………...…12

Список литературы………………...……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

управленческая мысль.docx

— 35.55 Кб (Скачать)

  Содержание: 

  1. Введение………………………………………………………………………………………3
 
  1. Основные школы  индийской философии……………………………………………..…5
 
  1. Вклад в развитие практики и теории менеджмента индийской  цивилизацией……9
 
  1. Заключение………………………………………………………………………………...…12
 
  1. Список  литературы………………...……………………………………………………….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  В древнеиндийской  истории можно выделить шесть  периодов:

  1. первобытнообщинный  строй аборигенов Индустана;

  2. протоиндийская  цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро  в долине Инда (II тыс. до н.э.);

  3. первобытнообщинные  племена арийцев, пришедших с  северо-запада в долину Инда  и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;

  4. арийские  раннеклассовые государства века  бронзы первой половины I тыс.  до н.э., боровшихся друг с другом;

  5. период возвышения  государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);

  6. период возвышения  государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

  Характерная черта  древнеиндийского общества - распадение его на четыре Варны (длительное время  называвшиеся в Европе кастами). Это  брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая Варна - замкнутая группа людей, она  занимает строго определенное место  в обществе. Варна эндогамна - браки  заключаются лишь внутри Варны. Принадлежность к Варне определяется рождением  и наследуется. Члены Варны имеют  свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей Варны  жрецов - брахманов, воинское поприще - Варны кшатриев, земледельческий, ремесленный  и торговый труд - Варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый  низменный труд - Варны шудры. Когда я читала вышеизложенное, мне подумалось, что общественный строй Киевской Руси - практически повторял кастовый строй Индии: князья, дружина, ремесленники, холопы. Кроме того, вполне можно сделать вывод, что древнеиндийская «кастация» является истоком современного строения общества и государства: разделение властей, профессиональных сфер деятельности (материальное производство, сфера услуг, управление). [4]

  Мужчины первых трех Варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам (процветающий патриархат) всех Варн это приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра - «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит» (Айтарея - брахмана, VII, 29). Уже в древности люди начали понимать, знание - высшее благо, сила, как следствие - власть. Вспомним Ярослава Мудрого, укрепившего позиции Руси, как единого государства с помощью единой власти. Он был мудрым… Из-за нехватки знаний попытки объяснить все происходящее привели первобытное общество к созданию религии - основы основ всего древнего государственно-правового общества.

  Физическая  власть находилась в руках у кшатриев, моральная - у брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими обряды (видимо, чтобы никто другой не смог разобраться и таким образом они поддерживали привилегированность своего положения). Вайшьи - основная масса населения - земледельцы, скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие своим трудом брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины - незыблемый фундамент индийского общества.[5]

  В Древней Индии, как и в Китае, была слабо развита  мифология. Я объясняю это климатическими условиями территории становления  древневосточных государств (Китай - степи, пустыни, Индия - джунгли, сезонные дожди) и «азиатским» способом производства. У них не оставалось времени думать о великом (герои), у них были практические проблемы, вопросы, которые они решали, прибегая к религии. Именно поэтому философия Древнего Востока была тесно связана с религией, а иногда и перевоплощалась в нее. В отличие от эллинской философии (Рим, Греция), философы не останавливались на размышлении о божественном происхождении всего сущего, а пытались объяснить материю и духовность, мысль и слово. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Основные  школы индийской философии.

  В Древней Индии  развитые философские воззрения  содержаться в ведической литературе, зарождение которой относят к  середине II тыс. до н.э. и которая  представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

  Джайнизм - религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Ну вот и началась эпоха Советского государства! Недовольство старым порядком, начало «новой» мысли, попытка провести власть «снизу». Последователи джайнизма покланяются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)(уголовный и гражданский кодексы). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков (Конституция, Уставы Советских республик). Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды (долой монархию!). Обряды джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение священных текстов, публичные исповеди (культ личности Ленина и партийных лидеров, чтение на ночь отчетов о съездах партии).

  Брахманизм - религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. При переходе к рыночной экономике потребовалась нормативно-правовая база с комментариями. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (касту) брахманов (должностные лица современности с их политической неприкосновенностью). Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами (структура органов местного самоуправления) существует высший абсолют - бог-творец Брахма (Президент). Пример соблюдения вертикали власти: На пути к лучшей жизни (решение вопроса гражданина) стоит бесконечный ряд переселений душ (инстанций и ведомств), которая может воплощаться в самых разнообразных формах - начиная от растений и животных (местный чиновник - бюрократ) и кончая брахманами, царями и даже небожителями («Я буду жаловаться; До президента дойду; В Конституционный суд обращусь; В Гамбург»). Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Выполнение этих предписаний вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы - к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Преступление и наказании:, воспитание у гражданина почитания Законаи ответственности перед ним. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

  Индуизм - религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви (либерализм - будущая демократия). Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований. Индуизм - религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами (официальность и общепризнанность), учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления.

  Пример разделения властей: Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма) (законодательная власть), сохранения (Вишну) (исполнительная власть), разрушения (Шива) (судебная власть). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними - множество других богов). Важную роль в индуизме играет представление об аватарах - периодических воплощениях Вишну (разветвленная структура исполнительной власти) в местных богах (органы местного самоуправления), в человеке (должностное лицо)или животных (менеджер среднего звена). Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму (взаимозависимость структур власти).

  Буддизм - одна из трех мировых религий (общедоступность, легитимность), возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни (Ленин: «Землю - крестьянам, фабрики - рабочим!»). В действительности же появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета (1 Мировая война - недовольства - революция). Старые племенные религии уже не отвечали новым общественным условиям (необходимость модернизации, «серебряный век» интеллигенции, прибывшей с Запада). Из множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного «спасения» (правые, эссеры, кадеты, либералы и т.д.), при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика (РКП(б), партия рабочих и крестьян). Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру (Бога - нет!)перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их («Готов к труду и обороне СССР!», 5летки, ударный труд), поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия» (власть буржуазии), создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване (коммунизм, светлое будущее). Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни (партия, комсомол, пионерская организация), под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможно только в монашеской общине (партийная элита с семьями жили в светлом настоящем). Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам (партийные и профсоюзные взносы) и соблюдая 5 моральных требований (Конституция и уголовный кодекс): воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя («сухой закон»). Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (раскулачивание зажиточных крестьян, репрессии), и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

  Дзен, дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой (народ и власть едины, демократия). В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» - внезапного просветления в момент сильного переживания (перестройка, 90-е годы 20-го века), знаменующего «обнаружение Будды в своей природе» (приватизация). Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему (рынок суров), ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством (накопление капитала), что является высшей целью его существования. Именно эти черты дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем, что он не предъявляет (спрос-предложение, свобода выбора, конкуренция) верующим сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов.[3] 
 
 
 

  Вклад в развитие практики и теории менеджмента  индийской цивилизацией.

  Государственное регулирование хозяйственной жизни  имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и  последовательно оно проводилось  в Индии. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение  земледельцев необходимым количеством  воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части  всего урожая, который собирали с  орошавшегося участка. Следует воздать  должное государству и за возведение огороженных стенами городов, где  селились не только жрецы, знать и  воины, но и ремесленники, купцы и  т.д.

  Наряду с  регулированием индийское государство  оказывало содействие отдельным  гражданам, причем не только крестьянам-вайшьям, но и шудрам в организации частных  хозяйств. Чтобы стимулировать окультуривание диких земель, земледельцы временно освобождались от уплаты податей, а  также получали другие льготы, включая  выдачу им рогатого скота, семян и  денег. Считалось, что все это  должно окупиться в будущем, когда  поселенцы окрепнут и встанут  на ноги.

Информация о работе Управленческая мысль и её вклад в развитие истории менеджмента