Управленческая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Этика - это философская наука, объектом которой является мораль в целом, нравственность как важнейшая сторона жизнедеятельности человека. Термин «этика» получил распространение в древнегреческой философии примерно в IV в. до н.э. Он обозначал привычку, обыкновение, обычай. Затем приобрел значение душевного склада, нрава, характера. Историческое время, специфика различных видов деятельности вносили изменения в содержание этических норм, принципов, правил.

Работа содержит 1 файл

Конт.раб. ЭТИКА.docx

— 27.72 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Термин  «этика» - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «этос» (ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позднее данное слово приобретает новый смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца. Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

     Аристотель  от слова «этос» (в значении характера, внутренней природы, нрава) образовал прилагательное «этический» или «этосный» - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние - этические добродетели. Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного «этический» Аристотель пришел к существительному «этика», являющемуся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой -обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели.

     Характеризуя  особенность этики, Аристотель говорил, что ее целью являются не знания, а поступки. Не для того человек  изучает этику, чтобы узнать, что  такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Или, говоря по-другому, мораль как та реальность, с которой имеет дело этика, не может существовать вне обращения  к этике. Этика - это философская  дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения.

     Этика - это философская наука, объектом которой является мораль в целом, нравственность как важнейшая сторона  жизнедеятельности человека. Термин «этика» получил распространение  в древнегреческой философии  примерно в IV в. до н.э. Он обозначал  привычку, обыкновение, обычай. Затем  приобрел значение душевного склада, нрава, характера. Историческое время, специфика различных видов деятельности вносили изменения в содержание этических норм, принципов, правил.

     Существует  несколько видов этики.

     Теоретическая этика - ее объектом являются вопросы  происхождения и сущности морали, ее места в системе общественных отношений. Теоретическая этика  обосновывает формы и структуру  нравственного сознания.

     Нормативная этика - она решает проблемы: как  должен поступать человек в той  или иной ситуации, исходя из норм и  принципов морали.

     Профессиональная  этика - это наука, определяющая этические  нормы, принципы, правила поведения  людей в рамках конкретной социальной деятельности.

     Медицинская этика - разновидность этики, приписывающая  врачу оказывать помощь нуждающемуся независимо от обстоятельств.

     Педагогическая  этика - учение о формировании личности воспитуемого в рамках взаимоуважения, партнерства, соучастия, содействия. В  свое время Демокрит говорил, что воспитание детей - рискованное дело: в случае удачи последнее приобретено ценой большого труда и заботы, а в случае неудачи горе несравнимо не с каким другим. По этому поводу высказывался и К. Маркс, подчеркивая, что «материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан» [Маркс К. Избр. М., 1970. С. 2).

     Воинская  этика - ее основы отражены в Уставе гарнизонной и караульной службы. Это Кодекс офицерской чести.

     Вот что, например, включает в себя Кодекс самурая: а) верность,

     б) вежливость, в) мужество, г) правдивость, д) простоту.

 

     УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ЭТИКА

     В последнее время особое внимание уделяется управленческой этике. Ее назначение - обеспечить этическими знаниями как управляющего, так и управляемого. С нашей точки зрения, для развитого цивилизованного производства основополагающими принципами управленческой этики должны быть гуманизм и коллективизм, единство слова и дела, социальная справедливость. То есть все то, что способствует созданию такого социально-психологического климата в трудовом коллективе, который явился бы залогом эффективной деятельности. Отсюда одной из актуальных проблем управленческой этики является формирование способности менеджера, направленной на обеспечение высоких моральных целей и возвышенных мотивов членов коллектива. Исходя из этого, со всей уверенностью можно говорить об актуальности преподавания управленческой этики. Этическая грамотность или безграмотность прибавляет или убавляет авторитет руководителя.

     Проблемы  управленческой этики, управления людьми волновали многих мыслителей. Так, в  свое время ЛуцийАнней Сенека задавался целью создать науку психогогику, предметом которой, по его мнению, являлся свод специфических знаний по искусству руководства душой человека.

     Бизнесмен, как известно, в первую очередь  – руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет  в управлении. Экономическая цель предпринимательства – опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента.

     То  обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

     Психология  бизнеса – сфера науки, которая  занимается психологическими проблемами и специфическими особенностями  управления. Объектами изучения здесь  выступают взаимоотношения людей  между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и  специалистов, автоматизированных систем управления и многих других проблем. Как известно, суть управленческой деятельности – цепочка постоянно  принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно  обоснованными и исключать любые  моральные потери. Осознание всего  значения нравственной ценности бизнеса  становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. Этика менеджмента в последнее  время начинает претерпевать существенные метаморфозы. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и др. На самый передний план  приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновация, способность к компромиссам. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента.  Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга. Менеджмент - явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным. Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых непрерывных акций, материализующих функции управления. Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе - главное в менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда. Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оценку на рынке.

     В основе менеджмента как концепции  рыночного управления лежит объективный  процесс обобществления и укрепления производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.

     Все чаще использование еще далеко не до конца раскрытых возможностей менеджмента приносит компаниям  огромный хозяйственный и моральный  эффект при относительно небольших  затратах, менеджмент выступает и  в качестве важного фактора решения  социальных проблем трудовых коллективов. Однако хозяйственные условия сегодня  у нас настолько отличны от условий в странах развитого  капитализма, что использование  его возможностей должно носить творческий, новаторский характер при максимальном учете особенностей и традиций, этических  установок каждого региона, каждого  трудового коллектива.

     Весьма  распространенным инструментом воздействия  на сотрудников фирмы являются ее традиции. Это эффективно сказывается  на деятельности фирмы при условии  ее длительного существования, если ее сотрудники хорошо усвоили правила, действующие в ней, выработали свои обычаи, поверили в способность администрации  достойно оценить подчиненных, признают авторитет и влияние руководства. Традиции вызывают у человека чувство  сопричастности к жизни и делам  фирмы. Соблюдение традиций повышает стабильность и прочность самой фирмы, слаженность  работы всех ее звеньев.

     Руководитель  может оказывать сильное воздействие  на подчиненных, если они убеждены в  обширности и ценности его знаний, его компетентности, что в современных  условиях приобретает особую значимость, так как хозяйственная деятельность чрезвычайно усложнилась. Влияние, основанное на этом, приобретает все  большее распространение, поскольку  сотрудники не могут самостоятельно решать возникшие проблемы так же эффективно, как руководитель. Особое значение имеют личностные взаимоотношения  работника и руководителя. Руководитель должен быть доступным подчиненным, но не навязчивым, не подсказывать им на каждом шагу что делать.  

Вывод. У нас есть все основания говорить о том, что этические проблемы должны находить свое место и отражение  в структуре теории управления.

     Современная управленческая деятельность должна быть пронизана гуманистическими нравственными принципами.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Роль  управления как вида общественной деятельности обусловило широкое использование  достижений многих наук, среди которых  значительное место занимают «поведенческие науки». К ним относят эргономику, промышленную психологию, социологию управления и другие. Имеется немало различных рекомендаций, касающихся «человеческих отношений», «этических кодексов» для управляющих, интересно  написанных книг по этике служебного и внеслужебного общения. В основном это отработанный идейно-психологический  инструментарий управленческого воздействия  на сознание подчиненных. Менеджеры  относятся к нему уважительно, неоднократно на практике убеждаясь в эффективности  его применения для решения экономических  и социальных проблем предпринимательской  деятельности, обеспечения успеха в  бизнесе.

     Управленческая  этика - это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

     Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и  физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система  сохранения неприкосновенности личного  достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.

     Управленческая  деятельность направлена на совершенствование  отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно  сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы. Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное  и доброжелательное отношение к  личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

     Значительное  место в управленческой этике  занимает разработка нормативных положений  нравственного характера. Одним  из таких положений являются моральные  кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила  управленческого общения и внеслужебного  поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

Информация о работе Управленческая этика