Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:28, практическая работа

Описание работы

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков

Работа содержит 1 файл

Тренинг коммуникативных навыков.docx

— 28.88 Кб (Скачать)

Перерыв закончился и мы продолжаем.

Все начинается с общения. Каким  оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена  у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

  • доверяйте тому, с кем общаетесь,
  • уважайте того, с кем общаетесь,
  • общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в  вашу пользу. При разговоре нужно  смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне  выходят за пределы аудитории. Даю  оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль  Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь  с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей  планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ  демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

  • Что помогло группе прийти к решению?
  • Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
  • Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Следующая игра для разрядки.

Игра «Салки – обнималки» (10 минут)

Водящий может осалить того, у  кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно  того, кто присоединился последним.

Сейчас мы узнаем, какие проблемы бывают в общении, и поищем выходы.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ  на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются  и складываются в общую кучу. Затем  каждый участник произвольно берет  любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение  и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно  ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

  • Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно  буквально все: как обращаются к  собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще  древние философы отмечали, что ведение  беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно  общаться с окружающими людьми –  друзьями, коллегами, родственниками и  т.д. Между тем часто в жизни  бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для  выражения какой-то важной мысли  или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться  в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или  посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого  создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем  вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет  о своих впечатлениях, о тех  образах, переживаниях, состояниях, которые  у него возникали во время нашей  «прогулки», а остальные будут  внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя  и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте  примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о  работе в малых группах.

Рефлексия: (5 минут)

  • В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

«Мы все сегодня плодотворно  поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»

Что уносите с собой?

Я с вами прощаюсь до свиданья.


Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков