Традиционные и современные подходы к мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование организации во многом зависит от планов и стратегий, которые разрабатывает руководство, от эффективной системы передачи и обработки информации, от присутствия в технической базе современного оборудования, а также от наличия современной технологии. Но усилия руководства могут быть сведены на нет, если члены организации не будут работать должным образом, стремиться своим трудом достижению целей организации и выполнения ее миссии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Теоретические основы мотивации персонала….………………….…….…...4
1.1.Определение, сущность и основные понятия мотивации персонала ....4-7
1.2.Содержательные теории мотивации…..………………………………..7-13
1.3.Процессуальные теории мотивации ..………………………………...13-20
2. Современные подходы к мотивации…………………………………….…..21
2.1.Современные системы оплаты труда…………………….……………21-27
2.2.Мотивация персонала на основе компетенций………………..……...27-38
3. Типичные ошибки при создании системы мотивации и их решение….38-53
Выводы………………………………………………………………...…………54
Список литературы……………………………………………...………………55

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Мотивация.doc

— 523.00 Кб (Скачать)

     1. Те организации, которые озабочены более полным использованием имеющихся человеческих ресурсов, тратят большие деньги и много сил на то, чтобы создать в организации хорошие условия для работы, считая при этом, что таким образом они могут повысить заинтересованность сотрудников в работе на благо организации и усилить их мотивацию. Однако следует иметь в виду, что такая политика позволяет добиться лишь снижения неудовлетворенности работников своим трудом.

     2. Для воздействия на мотивацию  работников, повышения их готовности напряженно трудиться в интересах организации необходимо не только разобраться с гигиеническими факторами, но и воздействовать на работников через мотивационные факторы, создав условия для признания достижений, профессионального и должностного роста, предложив перспективную и содержательную работу.

     Герцберг  предлагает довольно простой метод  для перехода от «гигиены» к мотивации — обогащение работы. Он исходит из того, что единственный способ, которым можно мотивировать работников, — это сделать работу интересной для них. Если работа, которую они выполняют, скучна и неинтересна, то ее необходимо обогатить. [1, ст. 42-43]

       Теория потребностей МакКлелланда

     Другой  моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Давида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

     Люди  с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто  употребляемом значении этих слов. Анализируя различные возможные способы удовлетворения потребности власти, МакКлелланд отмечает:

     «Тех  людей, у которых  наивысшей является потребность власти я отсутствует  склонность к авантюризму  или тирании, а  основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия... Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать».

     Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и  потребностью в самовыражении. Эта  потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

     Люди  с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять  на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает МакКлелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».

     Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или  возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

     Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой. [3, ст. 216-217] 
 
 
 
 

     Таблица 1.1

     Процессуальные  теории мотивации.

Гигиенические факторы Мотивации
 Политика  фирмы и администрации

 Условия работы

 Заработок

Межличностные отношения с начальниками, коллегами  и подчиненными

 Степень непосредственного  контроля за работой

   Успех

   Продвижение по службе

    Признание и  одобрение результатов работы

   Высокая степень ответственности 

   Возможности творческого и делового роста

 
     
    1. Процессуальные  теории мотивации.

     В отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривают содержание человеческих потребностей и их влияние на поведение, процессуальные теории рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса. К другим элементам относятся способности человека, ролевые ожидания, индивидуальные особенности и т. д.

     Самые известные процессуальные теории:

     • теория справедливости;

     • теория ожиданий;

     • теория постановки целей.

     Теория  справедливости Дж. Адамса

     Теория  справедливости рассматривает мотивацию  не с точки зрения индивидуальных потребностей человека, а на основании процессов сравнения себя с другими. Эта теория предполагает, что работники стремятся к установлению справедливых отношений с другими и стараются изменять те взаимоотношения, которые они расценивают как несправедливые.

     Теория  справедливости предполагает, что человек постоянно сравнивает себя с другими людьми по двум переменным: вкладу и результату. Под вкладом работника понимается тот вклад, который сам работник и другие люди вносят в работу: время, рабочие усилия, объем произведенной продукции и т. д. Результат — это то, что сам работник и другие люди получают от работы: оплата, льготы, престиж и т. д.

     Важно иметь в виду, что теория справедливости рассматривает вклад и результат так, как они воспринимаются работником, при этом они могут отличаться от реального (объективного) вклада и результата работы.

     Согласно  теории справедливости люди сравнивают отношение полученного результата к своему вкладу с отношением результат - вклад других людей (рис. 1.4).

     При этом возможны три варианта оценки таких сравнений:

     • недоплата;

     • справедливая оплата;

     • переплата.

Ощущение  несправедливой недоплаты возникает тогда, когда, по мнению работника, его соотношение результат — вклад меньше, чем соотношение результат — вклад того человека, с которым он сравнивает себя. Люди, которым недоплатили, испытывают чувство обиды, неудовлетворенности, раздражения.

     Ощущение  переплаты у человека возникает тогда, когда его отношение результат — вклад меньше, чем отношение результат — вклад объекта сравнения. Люди, которым по их мнению переплатили, испытывают чувство неловкости или вины.

     В соответствии с теорией справедливости люди стремятся избегать негативных эмоций (чувство вины и обиды), возникающих  при несправедливой оценке их труда. Существует несколько способов восстановить справедливость в таких ситуациях.

     Работник  может сравнивать себя с другими  работниками внутри организации и вне нее. Существует и системно-структурное сравнение. Это сравнение обещанной или установленной структуры оплаты с реальной оплатой труда. Например, если организация заявляет, что она придерживается системы

     

Рис. 1.4. Теория справедливости (отношение полученного результата к своему вкладу) 

надбавок  к окладу за выслугу лет, но структура  надбавок не отражает роста прожиточного уровня, то расхождение между ожидаемой и существующей структурами оплаты будет вызывать ощущение несправедливости оплаты.

     Работник  может сравнивать себя с другими  работниками внутри организации и вне нее. Существует и системно-структурное сравнение. Это сравнение обещанной или установленной структуры оплаты с реальной оплатой труда. Например, если организация заявляет, что она придерживается системы надбавок к окладу за выслугу лет, но структура надбавок не отражает роста прожиточного уровня, то расхождение между ожидаемой и существующей структурами оплаты будет вызывать ощущение несправедливости оплаты.

     Человек сравнивает свои ожидания с имеющейся практикой в области оплаты. Например, если практика компании состоит в автоматическом повышении оклада при каждом повышении в должности, то прибавка к заработной плате будет рассматриваться как справедливая, а ее отсутствие — как несправедливость.

     Со  стороны руководителей могут  быть предприняты следующие действия для того, чтобы работники воспринимали систему управления как справедливую:

     • лучше информировать работников о том, как рассчитывается размер поощрений (премий, бонусов, надбавок и т. п.);

     • выявлять все возможные виды несправедливости;

     • постоянно контролировать сравнения, которые для работников являются наиболее существенными (уровень оплаты на рынке труда для данной должности, данной отрасли и т. п.).

     Теория  ожиданий В. Врума

     Теория  ожиданий рассматривает роль мотивации  в общем контексте рабочей  среды. Теория предполагает, что люди мотивированы к работе, когда они  ожидают, что смогут получить от работы привлекательное для них вознаграждение, оценивая, насколько это вознаграждение привлекательно для них. Теория ожиданий вводит три понятия, лежащих в основе мотивационных механизмов человеческого поведения.

     1. Ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или желательному результату.

     2. Инструментальность — понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата являются основным условием (инструментом) получения вознаграждения.

     3. Валентность — значимость награды для работника.

     Часто считают, что, чем больше усилий прикладывают работники, тем более высокого результата они должны при этом достичь. Однако есть и другие факторы, влияющие на итоговые показатели. Например, если работник работает на старом, некачественном, несовременном оборудовании, он может иметь низкие ожидания относительно конечных результатов работы. Мотивация работника, работающего в таких условиях, будет низкой, и он вряд ли захочет трудиться с полной отдачей сил.

     Мотивация работника имеет тенденцию к снижению, если результаты его работы не вознаграждаются должным образом со стороны организации, т. е. если эти результаты не воспринимаются как инструмент для получения вознаграждения. Возможен и другой вариант: работник может иметь низкую мотивацию, если он уже получает от своей компании наивысший уровень оплаты и повышение производительности и качества его работы уже не отразится на его оплате.

     И наконец, даже если работник получает вознаграждение, основанное на его вкладе, у него может быть низкая мотивация, если это вознаграждение имеет для него низкую валентность. Если поощрения, предоставляемые организацией, недостаточно привлекательны для работника, то он не будет стремиться получить их. Например, человек с высокими доходами вряд ли будет очень мотивирован выполнить какую-то работу, за которую ему заплатят 100 долл., тогда как для человека со средним достатком значимость такого вознаграждения может быть довольно существенной.

     В. Врум утверждает, что мотивация является функцией всех трех компонентов, т.е.

Информация о работе Традиционные и современные подходы к мотивации