Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:37, курсовая работа
Точка заказа - это количество товара (чаще не конкретное значение, а некий интервал, т.к. мы управляем много номенклатурным запасом, а не одной позицией в отдельности), при котором нужно включить этот товар в очередной заказ. Момент размещения заказа (точка заказа, интервал заказа) должен быть определен с тем расчетом, чтобы к приходу товара на склад имеющийся остаток не исчерпался с той или иной вероятностью, но при этом не был бы чрезмерно большим.
Точка заказа - это количество товара (чаще не конкретное значение, а некий интервал, т.к. мы управляем много номенклатурным запасом, а не одной позицией в отдельности), при котором нужно включить этот товар в очередной заказ. Момент размещения заказа (точка заказа, интервал заказа) должен быть определен с тем расчетом, чтобы к приходу товара на склад имеющийся остаток не исчерпался с той или иной вероятностью, но при этом не был бы чрезмерно большим.
Точка заказа - это нижний предел интервала заказа. По идее, товар должен попасть в заказ еще до наступления этого момента, т.к. заказ поставщику направляется с определенной периодичностью, а точки заказа по разным товарам будут "стрелять" каждый день и нам придется объединять эти "выстрелы" в конкретные заказы. Если товар не попадает в текущий заказ, но при этом в момент следующего размещения заказа запас по товару окажется ниже точки заказа (нижнего предела интервала заказа), то логично включить данный товар в текущий заказ.
Интересные моменты в данном вопросе возникают, когда в пути находятся несколько партий товара. Если очередная партия товара придет на склад в момент дефицита, то продажи будут потеряны и это количество не нужно компенсировать при очередной отгрузке.
Получается, что точка заказа это всего лишь сумма двух слагаемых СкоростьПродаж*СрокПоставки и СтраховойЗапас.
А правильность этого показателя зависит от того, насколько верно расчитаны СкоростьПродаж и СтраховойЗапас.
Срок поставки должен задаваться экспертно на основе анализа истории сроков поставок, а отклонения от этого срока учитываются в страховом запасе. Если срок поставки маленький (и соответственно период заказа небольшой), то можно ориентироваться на скорость продаж в момент заказа, а если срок поставки большой, то нужно планировать потребление на предстоящие периоды и учитывать большее количество параметров прогноза.
Задача определения оптимального размера заказа может быть решена графическим методом и аналитическим. Рассмотрим аналитический метод.
«Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:
С общ. = С хран. + трансп. Min
где,
С общ. — общие затраты на транспортировку и хранение запаса;
С хран. — затраты на хранение запаса;
С трансп. — транспортно — заготовительные расходы.
Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10 % от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10 5 от ее стоимости.
Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:
С хран. = М х S/2
Размер транспортно — заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.
С трансп. = К х Q/S
Здесь
К — транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;
Q/S — количество завозов за период времени.
Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (S опт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.
С общ. = М х S/2 + К х Q/S
Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона.
Рассмотрим пример расчета оптимального размера заказываемой партии. В качестве исходных данных примем следующие величины.
Стоимость единицы товара — 40 руб. (0,04 тыс. руб.).
Месячный оборот склада по данной товарной позиции:
Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб./мес.
Доля затрат на хранение товара составляет 10 % от его стоимости, т.е. М = 0,1.
Транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.
Тогда оптимальный размер завозимой партии составит:
Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:
20 тыс. руб. / 10 тыс. руб. = 2 раза.
В этом случае транспортно — заготовительные расходы и расходы по хранению:
С общ. = 0,1 × 10/2 + 0,25 × 20/10 = 1 тыс. руб.
Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.
Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада. Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им „поработать“ на депозитном вкладе».
Точка возобновления заказа определяется по формуле:
Тз = Рз х Тц + Зр
где,
Рз — средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;
Тц — продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);
Зр — размер резервного (гарантийного) запаса.
Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа.
Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань . Годовой объем спроса ткани составляет 8 200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупок. На предприятии ткань расходуется равномерно, и требуется резервный запас ткани, равный 150 м. (Примем в расчете, что в году 50 недель).
Средний расход ткани на единицу продолжительности заказа составит:
Рз = 8 200 м. / 50 недель = 164 м.
Точка возобнавления заказа будет равна:
Тз = 164 м. Х 1 нед. + 150 м. = 314 м.
Это означает, что когда уровень запаса ткани на складе достигает 314 м., то следует сделать очередной заказ поставщику.
| Эффективная организация планирования товарных запасов должна предусматривать увеличение или уменьшение объёма наличных запасов, оставляя неизменной общую бюджетную программу. При планировании товарных запасов устанавливаются два уровня наличия запасов на складе: предельный (минимальный) уровень, ниже которого запасы не опускаются, и максимальный уровень. Если известна продолжительность выполнения заказа, можно с большой точностью определить момент возобновления заказа (точку заказа). Под продолжительностью выполнения заказа понимается время, необходимое поставщику на производство требуемой продукции и отгрузки её оптовому дистрибьютору. При выборе момента возобновления заказа следует исходить из количества наличных запасов и объёмов заказов потребителей. В случае колебания спроса на товары и неритмичности поставок возникает необходимость определения страхового (резервного) запаса на период до поставки товаров. Размер резервных запасов устанавливается, как правило, эмпирическим путём по результатам прошлой деятельности. Максимальный уровень товарных запасов устанавливается при первоначальном планировании обязательного ассортиментного перечня и в процессе работы с товарами может изменяться. Максимальный объём устанавливается для каждого товарного наименования и представляет собой общее количество наличных и заказанных (но ещё не поступивших) товаров. Под минимальным уровнем товарных запасов понимается минимальное количество товаров, хранящихся на складе. Товары, заказанные для пополнения наличных запасов, должны поступать до или точно ко времени, при котором количество запасов достигает своего минимума. Точка заказа должна выбираться так, чтобы уровень наличных запасов в период до ожидаемой поставки не упал ниже минимального уровня и не привёл к дефициту товаров. При этом важно знать продолжительность выполнения заказа и время, необходимое для его поставки. Предсказать время доставки не всегда представляется возможным точно до дня. При неритмичности поставок следует установить поправочный коэффициент времени на всю продолжительность выполнения заказов. Например, если обычно доставки грузов осуществляются в течение двух недель, а задержки в поставках требуют дополнительной недели, можно считать предполагаемое время доставки груза между 14 и 21 числом. Наличные запасы — это фактическое количество всех хранящихся на складе товаров. К ним относятся все товары, предназначенные для продажи, включая недоходные и некондиционные товары, возвращённые потребителями. В случае негодности для дальнейшего использования товар, отправляется поставщику или списывается, как производственный брак. Товар, находящийся в стадии заказа, представляет то необходимое количество, которое требуется для восполнения уже проданных или ожидающих продажи товаров. Рассмотрим пример определения размера заказа. Если максимальный уровень какого-либо товара составляет 1000 единиц и его потребление в течение недели равно 100 при продолжительности выполнения заказа в течение трёх недель, потребность в дополнительном количестве товара в момент возобновления заказа составит 400 единиц. При включении в заказ 600 единиц товара и выполнении заказа в тот же день, наличные запасы достигнут своего максимального уровня. В течение трёх недель будет продано 300 единиц товара. К этому времени наличные запасы достигнут 700 единиц и после к ним добавятся ещё 600 единиц, заказанных позже. Тогда при необходимости достижения максимального уровня запасов после доставки товаров, потребуется включить в заказ 900 единиц товара (600 единиц составляет количество ниже минимального уровня, а 300 единиц будут проданы в течение 3 недель). |