Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:11, доклад
Главный элемент для принятия большинства организа¬ционных решений, — это распределение власти между людьми и про¬изводственными единицами внутри организации. Распределение вла¬сти между людьми исходит от менеджера к его подчиненным. Это распределение власти от менеджера к подчиненному обычно назы¬вается делегированием. Власть также распределена между производ¬ственными единицами или отделами на различных уровнях внутри ор¬ганизации. Распределение власти между организационными уровнями часто называется децентрализацией.
Власть — инструмент социального управления, оказывающий на поведение людей воздействие, приводящее к возникновению, изме¬нению или прекращению общественных отношений, которые связа¬ны с осуществлением определенной цели. Власть — это узаконенная сила организации, связанная с каж¬дой позицией внутри нее. Она обычно включает право командовать, исполнять, принимать решения и расходовать ресурсы.
Обобщение направлено на решение двух общих проблем управления организацией. Первая проблема — это сложность организации как объекта управления. Установление общих, присущих всем организациям характеристик в процессе их обобщения помогает сократить трудности чрезвычайно сложной задачи управления различными видами деятельности конкретной организации, сведя ее представление до масштабов, при которых организация может восприниматься как единый объект управления. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и учитывать взаимодействие компонентов этой работы. Принимая во внимание, что многие элементы и факторы успешной деятельности являются общими для различных организаций, можно разработать модели, учитывающие взаимосвязи факторов, влияющих на успех организации. При достаточном обобщении объекта управления возможно также определить (выделить) общий процесс и технологию управления, применимые для всех организаций. Вторая проблема связана с зависимостью результатов деятельности организации от внешней среды. Обобщение результатов анализа организации и оценки ее сильных и слабых сторон, а также факторов внешней среды позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения (поведения). Выявленные тенденции, в свою очередь, позволяют определить долговременные цели и совокупность управленческих действий (правил) при управлении организацией, при которых она может добиться успеха.
Ситуационный подход отражает общую тенденцию развития современного менеджмента. Обобщенная концепция поведения организации и оценка тенденций поведения внешней среды слишком неточны, чтобы применяться безоговорочно в повседневной практике, в силу большой динамичности факторов внешней среды и внутренних переменных организации. При выполнении управленческих функций в конкретной организации и в конкретных условиях необходимо принимать во внимание специфические отличия и особенности этой организации по отношению к общим тенденциям и обобщенным характеристикам и моделям. Эти отличия (различия), которые принято называть ситуационными переменными, разделяются на две основные категории: внутренние переменные и внешние факторы.
Внутренние переменные характеризуют конкретную организацию. Эти переменные (цели и задачи организации, горизонтальное и вертикальное разделения труда, определяющие ее структуру, технологии и люди) в различной степени контролируемы и управляемы. Они являются результатом управленческих решений относительно того, что делать, кому и как это делать в организации. Эти решения определяют результативность и эффективность конкретной организации по сравнению с другими.
Внешние факторы, влияющие на успех организации (конкуренты, источники ресурсов и технологий, социальные факторы, покупатели, государственное регулирование и другие факторы прямого и косвенного воздействия) являются факторами среды, находящейся вне нее. Однако они оказывают серьезное влияние на достижение успеха организацией. Чтобы организация реагировала на эти факторы своевременно и правильно, а именно в этом заключается управление, направленное на успех, руководитель должен в полной мере понимать это влияние, выделить важнейшие из них, и все это учесть в принимаемых управленческих решениях, не забывая и о последствиях самих решений. Ситуационный подход к управлению является обязательным условием достижения успеха.
Интегральный подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе. Простого определения переменных, которые в наибольшей мере влияют на успех организации, недостаточно, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей. Трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управления взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.
В процессе управления руководители создают и реализуют соответствующий выбор внутренних переменных организации, как ответную реакцию на воздействие внешних факторов. Необходима интегрированная оценка внутренних и внешних переменных с учетом результатов обобщения и принимаемых решений, которые должны иметь направленность на длительный успех организации.
Процесс управления в этом случае является механизмом (специфическим средством), с помощью которого менеджер (руководитель) может учитывать факторы внешнего окружения для достижения желаемого результата организацией.
Системный комплексный подход. Одним из важных следствий тесного взаимодействия внутренних переменных и факторов внешней среды является то, что руководитель никогда не может однозначно оценить априорную «правильность» применяемого метода и способа формирования управленческого решения, как и правильность самого решения. Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия.
Эффективное
управление — это сложный процесс
балансирования и компромисса, предполагающий
намеренные уступки (жертвы), когда это
необходимо для общего блага организации.
Чтобы постичь суть возможных последствий,
руководителю необходимо видеть всю ситуацию
как единое целое, включая организацию,
факторы внешней среды и ожидаемые последствия
принимаемого управленческого решения.
Вопрос
№2
Прикладные
аспекты планирования.
Понятие прогнозирования
и его виды
Планирование
(прогнозирование) заключается в
систематическом поиске возможностей
действовать и в
Планирование
можно классифицировать по нескольким
критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),
- содержанию в аспекте предпринимательской
деятельности (стратегическое - поиск
новых возможностей и продуктов, тактическое
- предпосылки для известных возможностей
и продуктов, оперативное - реализация
данной возможности),
- предмету (объекту) планирования (целевое,
средств - потенциал, оборудование, материалы,
финансы, информация; программное, действий),
- сферам функционирования (производство,
маркетинг, НИОКР, финансы),
- охвату (глобальное, контурное, макровеличин,
детальное),
- срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),
- жесткое и гибкое.
Критерии
выбора формы планирования (принципы
планирования):
- полнота (требуется учесть все),
- детализация (глубина ее определяется
целью планирования),
- точность,
- простота и ясность,
- непрерывность,
- эластичность и гибкость (использование
плановых резервов, учет множественности
возможных альтернатив, отсрочка деталей
планирования до выяснения обстановки,
вариантность),
- выравнивание при планировании (учет
"узких мест"),
- экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует
четко определить:
- объект планирования (что планируется),
- субъект планирования (кто планирует),
- период (горизонт) планирования (на какой
срок),
- средства планирования (например, компьютерное
обеспечение),
- методику планирования (как планировать),
- согласование планов (каких, с кем и на
каких условиях).
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.
Это
планирование включает:
- выработку стратегии,
- стратегическое планирование производственной
программы,
- планирование развития потенциала,
- планирование развития структуры потенциала.
При
планировании решается множество проблем,
основные причины которых:
- особенности исходного состояния (проблемы
планирования плохо структурированы,
их тяжело определить и измерить),
- особенности конечного состояния (характер
влияния на цели и ресурсы при планировании
не определен, а проявит себя только в
будущем, множественность целей),
- проблемы альтернатив (имеется неопределенность
в отношении имеющихся альтернатив, поиск
других требует времени и средств),
- проблемы инструментария (выбор наиболее
оптимального),
- большое число лиц, участвующих в планировании,
- ответственность (ЛПР принимает на себя
ответственность, план же составляют другие),
- проблема контроля (в ходе составления,
выполнения и корректировки).
Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий.
Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный. Качественный анализ имеет целью определить (идентифицировать) факторы, области и виды рисков. Количественный анализ рисков должен дать возможность численно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом.
Качественный анализ рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий.
Первым шагом в проведении качественного анализа рисков является четкое определение (выявление, описание - "инвентаризация") всех возможных рисков инвестиционного проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая классификация инвестиционных рисков.
Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков инвестиционного проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск.
Этапы качественного анализа рисков:
1. идентификация (определение)
2. описание возможных
3.
описание возможных
4. исследования на качественном
уровне возможности управления
рисками инвестиционного
- диверсификация риска;
- уклонение от рисков;
- компенсация рисков;
- локализация рисков.
В
процессе качественного анализа
рисков мы исследуем причины
Количественный анализ рисков инвестиционного проекта предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска проекта в целом. Количественный анализ базируется на теории вероятностей, математической статистике, теории исследований операций.
Для осуществления количественного анализа проектных рисков необходимы два условия: наличие проведенного базисного расчета проекта и проведение полноценного качественного анализа. При качественном анализе выявляются и идентифицируются возможные виды рисков инвестиционного проекта, также определяются и описываются причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска.