Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:17, реферат
Усложнение среды и самих организационно-производственных систем привел к
росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент
больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место
ситуаций.
Введение
Усложнение среды
и самих организационно-
росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент
больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место
ситуаций.
Бурный рост общественного производства в двадцатом веке стимулировал развитие
менеджмента как науки. Свидетельство тому -
издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных
заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении
его задач и т. п.
В настоящее время этот рост продолжается и находит отражение в
структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим
признакам:
1) объект управления (банки, персонал, товаропотоки, запасы, технологии и т.
п.);
2) организационно-правовая
форма предприятия (
организации, полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью,
акционерные общества, холдинги, финансово-промышленные группы и др.);
3) область деятельности (производство, посредничество, коммерческие сделки,
финансы, страхование и т. д.);
4) типы менеджмента (традиционный, системный, ситуационный,
социально-этический, морально-этический (японский), стабилизационный;
стратегический, перспективный, текущий,
оперативный; разовый, циклический, непрерывный
(процессный подход) и др.).
Поэтому в рамках
менеджмента как научной
такие направления, как управление персоналом, финансовый менеджмент,
стратегический и оперативный менеджмент, управление банками и т. д.
ТИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Классификация типов менеджмента, с одной стороны,
предшествует анализу и выделению факторов, важных для классификации, а с другой
стороны, основывается на различных сочетаниях этих факторов для разных типов
менеджмента. Это позволяет оценить возможность как теоретического, так и
практического развития конкретного типа менеджмента за счет развития
определенных факторов, на которых он базируется.
И использование
этой классификации позволяет
задач выбрать наиболее соответствующий условиям конкретной задачи тип м
енеджмента. При этом можно резко сократить затраты
времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента, повысив его
эффективность.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА
Классификация Типов Менеджмента По Методологии Взаимодействия С Объектом
Управления
В менеджменте известны три методологических подхода: тр
адиционный, системный,
ситуационный. Автору представляется возможным выделить еще три типа
менеджментa: социально-этический, морально-этический, стабилизационный.
Морально-этичес
ким (или японским) назван менеджмент
персонала при патерналистском отношении к
сотрудникам (в том числе пожизненный наем), со значимым использованием
моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством
ротации кадров и т. п. Этот тип менеджмента наиболее ярко практикуется в
Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он
только в отношении персонала. Но, как уже отмечалось, содержание настоящей
книги составляют методы, общие для всех типов менеджмента (системные основы
менеджмента), а не отдельных его направлений. Поэтому в дальнейшем в настоящей
книге этот тип
менеджмента рассматривается
классификации типов менеджмента.
Дадим краткую характеристику методологии других типов менеджмента. При этом
будем исходить из того, что целью менеджмента для коммерческих организаций
могут быть:
- получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время
рыночного цикла товара, необходимого объема прибыли:
- завоевание большей доли рынка;
- максимизация цены акций и т. д. А цели производственного менеджмента могут
быть выражены альтернативными требованиями:
- минимизация затрат на изготовление определенного количества продукции,
- максимизация
количества выпускаемой
- максимизация загрузки оборудования,
- обеспечение равномерности загрузки оборудования, при ограничении на другие
параметры производственного процесса (годовой фонд времени работы
оборудования, недогрузку оборудования, пропускную способность оборудования и
т. п.).
Поскольку на практике еще встречаются формулировки целей типа «максимум
количества продукции при минимуме затрат», необходимо отметить некорректность
такого рода формулировок. Можно требовать только чего-то одного - либо
максимизации одного параметра при ограничениях на остальные, либо минимизации
другого параметра при ограничениях на остальные.
Методология каждого из типов менеджмента определяет, какие факторы
учитываются и используются при достижении конкретных целей.
Традиционный подход разрабатывает и, используя принципы и правила
управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает
менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или)
организаций. По сути, такой менеджмент исходит из того, что все объекты
управления одинаковы и одинаково реагируют на одинаковые воздействия.
Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и
обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте
целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему
(поступающие ресурсы);
процесс преобразования
выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на
цепочку в обратном направлении)
Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не
существует только одного набора принципов (правил), который мог бы
использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают
тройку: «состояние объекта управления» - «располагаемые управляющие
воздействия» - «последствия управляющих воздействий»
Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия
решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой,
технологической, технической, кадровой, внешней и
внутренней структурам объектов, попадающих в сферу
влияния принимаемых решений. При этом объект
деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а
рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесени
е недопустимого ущерба (военные, специальные и т.п.).
К объектам, попадающим в
сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть
отнесены: физические лица (потребители, посредники и персонал),
юридические лица (поставщики, посредники, потребители), живая природа,
общество в целом, если их зависимость этих решений не может быть признана
ничтожно малой.
Цели управления (например, максимизация прибыли и т. п.) при социально-
этическом менеджменте должны учитывать в качестве ограничения требование не
нанесения недопустимого ущерба другим элементам рыночной системы. Это
требование должно учитываться и при формализации целей управления в процессе
синтеза критерия оценки эффективности принимаемого решения. Например,
критерий может
быть сформулирован следующим
прибыль, при недопущении определенных последствий (признанных недопустимыми:
изменения долей на рынке более 3% в календарный период, изменения цен более,
чем на 2% в месяц и т. д.) для определенных участников рынка».
Социально-этический менеджмент может быть использован для управления
социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности,
правового регулирования и других областей жизнедеятельности.
Типы Менеджмента
По Времени Наступления
Среды
По времени наступления
последствий для объекта
выделяют два типа менеджмента: стратегический и оперативный. Однако
представляется, что такая классификация не является достаточно полной. Об
этом свидетельствует ее несоответствие классификации планов.
Необходимость соответствия между типами менеджмента и планирования
обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих:
планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может
рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов. А типов
менеджмента не может быть меньше, чем типов планов. Более того,
представляется естественным, что тип менеджмента при классификации по времени
наступления последствий для объекта управления должен соответствовать типу
плана: стратегический, перспективный (бизнес-план, перспективный план),
текущий, оперативный менеджмент.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений,
предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий,
предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию
к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое
предвидение.
Стратегический менеджмент – это управленческий процесс создания и
поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными
возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями