Теория общественного выбора в экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:17, реферат

Описание работы

Сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора.
Отличие классической и кейнсианской моделей государственного регулирования. Классическая модель государственного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать)
  1. лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоен ные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
  2. ведомственное лоббирование -- лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.;
  3. региональное лоббирование -- воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  4. иностранное лоббирование -- влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

     Предмет лоббизма - это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр.

     Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:

  1. ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  2. проблема - в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  3. позиция - в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка).
 

                                                    Логроллинг

     Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую "торговлю голосами" отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, то есть распределения, повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности.

     Однако не исключен и прямо противоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга добиваются одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т.д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

     Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т.д.) могут быть "куплены" предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов. 

                
 

                   Отличие классической и кейнсианской моделей

                               государственного регулирования.

                 Классическая модель государственного регулирования

     В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое — классическое направление автоматического саморегулирования рыночной системы. Его представители — Д. Рикардо, Д. Ст. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу. Второе — кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии. Соответственно этим направлениям сложились две модели макроэкономического равновесия.

     Представители классической теории исходят из положения, что рыночная система способна к автоматическому саморегулированию, нахождению макроэкономического равновесия AD = AS. Роль государства в экономических процессах должна быть сведена к минимуму.

     Классическая модель макроэкономического равновесия господствовала в экономической науке около 100 лет, до 30-х годов XX в. Она базируется на законе Ж. Сэя: производство товаров создает свой собственный спрос. Например, портной производит и предлагает костюм, а обувщик предлагает обувь. Предложение костюма портным и доход, который он получает, есть его спрос на обувь. Точно так же предложение обуви есть спрос обувщика на костюм. И так во всей экономике. Каждый производитель одновременно является покупателем — рано или поздно он приобретает товар, произведенный другим лицом, на сумму, вырученную от продажи собственного товара. Таким образом, макроэкономическое равновесие обеспечивается автоматически: все, что производится, реализуется. Данная подобная модель предполагает выполнение трех условий:

  1. каждый человек является одновременно потребителем и производителем;
  2. все производители расходуют только свой собственный доход;
  3. доход расходуется полностью.

     Но в реальной экономике часть дохода сберегается домашними хозяйствами.   Поэтому совокупный спрос уменьшается на величину сбережения. В результате образуются непроданные излишки, что вызывает спад производства, повышение безработицы и снижение доходов. В классической модели недостаток средств на потребление, вызываемый сбережением, компенсируется инвестициями. Если предприниматели инвестируют столько же, сколько сберегают домашние хозяйства, то закон Ж.Сэя действует, т.е. уровень производства и занятости остается постоянным. Главная задача — побудить предпринимателей инвестировать столько же средств, сколько уходит на сбережение. Она решается на денежном рынке, где предложение представлено сбережениями, спрос — инвестициями, цена — процентной ставкой. Денежный рынок саморегулирует сбережения и инвестиции с помощью равновесной процентной ставки.

     Вторым фактором, обеспечивающим равновесие, является эластичность цен и заработной платы. экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т. е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением.

     Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно. 

              Кейнсианская модель государственного регулирования

     Кейнсианская экономическая теория отрицает саморегулирующийся рыночный механизм, когда равновесие экономики достигается в точке, соответствующей объему ВНП при полной занятости. Более того, экономика может быть сбалансированной и при значительном уровне безработицы и недоиспользования производственных мощностей, хотя это не будет оптимальным. Отрицается эластичность цен, заработной платы, процентной ставки, с помощью которых осуществляется саморегулирование.

Объем совокупного предложения зависит  от величины совокупного спроса.     Совокупному спросу в кейнсианской модели присущи нестабильность и изменчивость в отличие от классической теории, где совокупный спрос является относительно стабильным. Уровень производства и занятости в кейнсианской теории определяется платежеспособным спросом и его составляющими.

     По мнению кейнсианцев, для стимулирования совокупного спроса необходимо государственное регулирование посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов, расширения предложения денег и пр. Концепция, выдвинутая Д. Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь.

Информация о работе Теория общественного выбора в экономической теории