Теория конкурентоспособности портера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Работа содержит 1 файл

3.Теория конкурентоспособности М.Портера.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

3.Теория  конкурентоспособности  М. Портера. 

      Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению  главных сил конкуренции и  вариантов конкурентных стратегий.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

      Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, – это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

      Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки  зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции – это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли.

      Выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учетом обоих моментов, каждого в отдельности из них недостаточно.

      Пять  конкурентных сил  М. Портера

Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:

    1) проникновение  новых конкурентов;

    2) угроза  появления на рынке товаров-субститутов;

    3) возможности  покупателей;

    4) возможности  поставщиков;

    5) конкуренция  между компаниями, уже укрепившимися  на рынке.

1.Проникновение новых конкурентов на рынок может сдерживаться такими факторами, как экономия масштабов производства, дифференциация продукции, потребность в начальном капитале, издержки конверсии, нехватка каналов распределения и т.д.

2.Угроза появления на рынке товаров-субститутов означает конкуренцию с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребителей. Появление товаров-субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.

3.Возможности покупателей (потребителей) означают, что последние вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом. Все это нередко делается за счет реализуемой в отрасли прибыли. Сила каждой из наиболее важных групп потребителей в отрасли зависит от факторов, которые характеризуют рыночную ситуацию.

4.Возможности поставщиков могут определяться силой их давления, связанной с угрозой поднять цену или снизить качество товаров либо услуг. Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен. Условия, которые делают поставщиков сильными, сходны с теми, которые придают силу группам покупателей.

5.Конкуренция среди функционирующих на рынке компаний следует старым схемам достижения более выгодного положения. Эти схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным ценам, рекламных кампаний, выброса на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг и гарантий.

Используя предложенную схему анализа, предприятие  может выявить свои сильные или  слабые стороны (в своей отрасли), которые влияют на конкуренцию и  определяют, таким образом, эффективность его функционирования на рынке.

Под определением конкурентных позиций чаще всего  подразумевают анализ стратегических групп. Он исходит из положения, что  понятие о конкуренции предприятий  одной отрасли очень упрощено, так как сами границы отрасли  размыты. Это не позволяет достаточно однозначно определить границы нахождения возможных конкурентов. Да и в рамках данной отрасли могут быть компании, которые имеют различные интересы и поэтому конкурируют на различной ресурсной и товарной базе. М. Портер предложил некий промежуточный уровень между фирмой и отраслью, который позволяет провести первичный анализ с точки зрения понимания содержания конкуренции и структуры конкурентов.

Информация о работе Теория конкурентоспособности портера