Теория и социология управления в сфере уголовно-исполнительной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:08, курс лекций

Описание работы

Целями и задачами изучения курса являются:
изучение теоретических вопросов управления деятельностью органов УИС с учетом их специализации, выработка практических умений и навыков, необходимых для успешного и результативного управления органами, исполняющими уголовные наказания.

Содержание

1. Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».
2. Понятие теории управления.
3. Понятие социологии управления.
4. Учреждения уголовно-исполнительной системы и иные органы, исполняющие уголовные наказания.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Вводная ТиСУ в сфере УИС.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


Дисциплина «Теория и социология управления в сфере

уголовно-исполнительной системы»

ЛЕКЦИЯ № 1                                                                                                       Введение

 

1.       Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».

2.       Понятие теории управления.

3.       Понятие социологии управления.

4.       Учреждения уголовно-исполнительной системы и иные органы, исполняющие уголовные наказания.

 

1.       Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».

 

Целями и задачами изучения курса являются:

изучение теоретических вопросов управления деятельностью органов УИС с учетом их специализации, выработка практических умений и навыков, необходимых для успешного и результативного управления органами, исполняющими уголовные наказания.

Система курса «Теория и социология управления в сфере УИС» включает следующие элементы:

– сущность и элементы социального управления;

– основные и специальные функции управления;

– общие и специальные методы управления;

– роль информационного обеспечения ОВД и УИС;

– организацию процесса планирования в правоохранительных органах;

– требования, предъявляемые к кадрам правоохранительных органов и к работникам аппарата управления и руководителям правоохранительных органов;

– нормативное регулирование делопроизводства в правоохранительных органах;

– основы научной организации труда в правоохранительных органах;

– порядок управления правоохранительными органами в особых условиях.

 

2.       Понятие теории управления.

 

Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

 

Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

 

В социально-экономических системах теория управления посвящена приемам и методам анализа, прогноза и возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп).

Теория управления, как любая наука, имеет свою методологию и методическое обеспечение.

 

Управление – процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.

Различают следующие типы управления:

-техническое (в неживой природе);

-естественное (основанное на законах зоологии и биологии);

-социальное (это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов).

Объект социального управления – люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль).

 

Управление – процесс воздействия человека или группы людей на трудовой коллектив для достижения определенных целей. Управление представляет собой систему взаимоотношения субъекта и объекта управления.

 

Можно выделить следующие классификации управления:

1. В зависимости от объекта управления:

    управление людьми

    стратегическое управление

    проектное управление

2. В зависимости от формы собственности:

    региональное – отраслевое

    федеральное – на предприятии

3. В зависимости от субъекта управления:

    предпринимательское

    профессиональное

4. В зависимости от источника:

    внутреннее

    внешнее

5. В зависимости от базиса:

    эмпирическое (основано на опыте)

    научное (основано на науке)

6. По методам воздействия на объекты:

административно-командное;

демократическое управление;

самоуправление.

Управленческий процесс включает в себя такие моменты и понятия, как управленческий труд, его предмет и средства и реализуется в определенном продукте.

 

3.       Понятие социологии управления.

 

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной,  социокультурной)  или  организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

 

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

 

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

 

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

 

1.       весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

2.       отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

3.       исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4.       анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

5.       изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

 

Задачи социологии управления:

1.       изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

 

2.       чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

 

3.       Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой  деятельности  появляются  те   или  иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

 

4.       построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

 

 

Основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

 

Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

 

Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

 

Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

 

Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

 

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

1.       организационно – административные

 

·         система законодательных актов страны;

 

·         система нормативных документов вышестоящих структур управления;

 

·         система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

 

·       система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

 

 

 

Это управление может быть трёх видов:

 

1.         вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;

 

2.                  пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

 

3.                  осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)

 

 

 

2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.

 

·         Налоговая система страны;

 

·         Кредитно – финансовый механизм;

 

·         Система заработной платы;

 

·         Система ответственности за качество работы;

 

·         Система стимулирования инновационной деятельности.

 

 

3. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

 

 

3.       Учреждения уголовно-исполнительной системы и иные органы, исполняющие уголовные наказания

 

Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции или обороны[1].

В соответствии со ст. 43 ч. 2 УК РФ наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений[2].

Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнением наказаний, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для переоценки самими осужденными жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения путем неукоснительного исполнения назначенного наказания.

Информация о работе Теория и социология управления в сфере уголовно-исполнительной системы