Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:08, курс лекций
Целями и задачами изучения курса являются:
изучение теоретических вопросов управления деятельностью органов УИС с учетом их специализации, выработка практических умений и навыков, необходимых для успешного и результативного управления органами, исполняющими уголовные наказания.
1. Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».
2. Понятие теории управления.
3. Понятие социологии управления.
4. Учреждения уголовно-исполнительной системы и иные органы, исполняющие уголовные наказания.
Дисциплина «Теория и социология управления в сфере
уголовно-исполнительной системы»
ЛЕКЦИЯ № 1
1. Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».
2. Понятие теории управления.
3. Понятие социологии управления.
4. Учреждения уголовно-исполнительной системы и иные органы, исполняющие уголовные наказания.
1. Цели, задачи и система курса «Теория и социология управления в сфере УИС».
Целями и задачами изучения курса являются:
изучение теоретических вопросов управления деятельностью органов УИС с учетом их специализации, выработка практических умений и навыков, необходимых для успешного и результативного управления органами, исполняющими уголовные наказания.
Система курса «Теория и социология управления в сфере УИС» включает следующие элементы:
– сущность и элементы социального управления;
– основные и специальные функции управления;
– общие и специальные методы управления;
– роль информационного обеспечения ОВД и УИС;
– организацию процесса планирования в правоохранительных органах;
– требования, предъявляемые к кадрам правоохранительных органов и к работникам аппарата управления и руководителям правоохранительных органов;
– нормативное регулирование делопроизводства в правоохранительных органах;
– основы научной организации труда в правоохранительных органах;
– порядок управления правоохранительными органами в особых условиях.
2. Понятие теории управления.
Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.
В социально-экономических системах теория управления посвящена приемам и методам анализа, прогноза и возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп).
Теория управления, как любая наука, имеет свою методологию и методическое обеспечение.
Управление – процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.
Различают следующие типы управления:
-техническое (в неживой природе);
-естественное (основанное на законах зоологии и биологии);
-социальное (это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов).
Объект социального управления – люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль).
Управление – процесс воздействия человека или группы людей на трудовой коллектив для достижения определенных целей. Управление представляет собой систему взаимоотношения субъекта и объекта управления.
Можно выделить следующие классификации управления:
1. В зависимости от объекта управления:
управление людьми
стратегическое управление
проектное управление
2. В зависимости от формы собственности:
региональное – отраслевое
федеральное – на предприятии
3. В зависимости от субъекта управления:
предпринимательское
профессиональное
4. В зависимости от источника:
внутреннее
внешнее
5. В зависимости от базиса:
эмпирическое (основано на опыте)
научное (основано на науке)
6. По методам воздействия на объекты:
административно-командное;
демократическое управление;
самоуправление.
Управленческий процесс включает в себя такие моменты и понятия, как управленческий труд, его предмет и средства и реализуется в определенном продукте.
3. Понятие социологии управления.
Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:
1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.
Задачи социологии управления:
1. изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
2. чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
3. Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.
4. построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования
Основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.
Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
1. организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
1. вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)
2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.
· Налоговая система страны;
· Кредитно – финансовый механизм;
· Система заработной платы;
· Система ответственности за качество работы;
· Система стимулирования инновационной деятельности.
3. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции или обороны[1].
В соответствии со ст. 43 ч. 2 УК РФ наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений[2].
Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнением наказаний, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для переоценки самими осужденными жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения путем неукоснительного исполнения назначенного наказания.
Информация о работе Теория и социология управления в сфере уголовно-исполнительной системы