Теория Фреда Фидлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:15, доклад

Описание работы

Фред Фидлер (родился 13 июля 1922 года в Австрии) - американский психолог (эмигрировал в 1938 г. из Австрии), один из ведущих представителей организационной психологии XX века. Учился в Чикагском университете, стал магистром по клинической психологии. С 1969 года – профессор психологии в Вашингтонском университете.

Работа содержит 1 файл

Фидлер Ф..doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Принятие  решений

Фред  Фидлер 

Фред  Фидлер (родился 13 июля 1922 года в Австрии) - американский психолог (эмигрировал в 1938 г. из Австрии), один из ведущих представителей организационной психологии XX века.  Учился в Чикагском университете, стал магистром по клинической психологии. С 1969 года – профессор психологии в Вашингтонском университете.  

В своей  научной деятельности исследовал проблему лидерства и на многочисленных экспериментальных  данных пришел к выводу, что для  разных ситуаций требуются различные типы лидеров, а тип идеального лидера отсутствует.  

Его основные работы:

A Theory of Leadership Effectiveness (1967) 
Improving Leadership Effectiveness: The Leader Match Concept (совместно с М. Чемерсом и Л. Махар) (1976) 
New Approaces to Effective Leadership: Cognitive Resources and Human Performances (совместно с Дж. Гарсией)
 

В 1967 г. Фидлер разработал так называемую «ситуационную модель Фидлера» (Fiedler contingency model), показывающую взаимосвязь между производительностью работника и его мотивацией. Согласно «модели сопряженных обстоятельств» (как ее еще называют в русскоязычной литературе), эффективность руководства зависит как от особенностей лидера, так и от специфики ситуации. Подобный столь очевидный сегодня «условный» подход стал важным вкладом Ф. Фидлера в разработку проблемы взаимосвязей индивида и его внешней среды. Оригинальность модели заключалась в том, что она обеспечила условия для измерения и классификации лидерских ситуаций, способа выявления различий между лидерами двух типов и методику объединения этих результатов с данными об эффективности руководства.

Согласно  этой теории, эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. По мысли Фидлера, лидеров можно разделить на два типа: одни ориентированы на выполнение поставленной задачи («task-oriented leader»), вторые же – на взаимоотношения при ее выполнении («relationship-oriented leader»).  

Лидер первого типа более беспокоится о том, чтобы работа была сделана качественно и в срок. Взаимоотношения и атмосфера внутри коллектива его не заботят. Предполагается, что преимущества такого стиля лидерства – это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными.

Лидер второго типа  в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. 

Сам Фред Фидлер полагал, что ни один из этих двух типов лидера не является более  эффективным, чем другой. Все зависит  от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. При этом Фред Фидлер допускал, что существует небольшая группа людей, которая занимает промежуточное положение между этими двумя крайностями, и которая не принадлежит четко ни к одной из этих двух категорий. Следует отметить еще одну характерную черту модели Фидлера: по мнению исследователя, базовый стиль руководства индивидуума неизменен и будет тем самым в любых ситуациях.

После того как определен индивидуальный базовый стиль руководства, необходимо оценить разные ситуации и определить их значимость и влияние. В результате исследований Фидлера были обнаружены три основных ситуационных параметра, которые влияют на эффективность деятельности руководителя.

В соответствии с моделью Фидлера, каждая ситуация, связанная с руководством, оценивается  с использованием перечисленных  выше трех ситуационных переменных. Их комбинирование дает восемь основных ситуаций, в которых может оказаться  руководитель. Они классифицированы на очень благоприятных, умеренно благоприятных и очень неблагоприятных для руководителя. Ситуации I, II и III относятся к категории очень благоприятных; ситуации IV, V и VI – к категории умеренно благоприятных; и наконец, ситуации VII и VIII – к наиболее неблагоприятным.

Итак, в так называемой ситуации «высокого контроля» у лидера могут складываться прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» может иметь место обратное, — у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно. 
 

По Фидлеру, стиль руководства определяется с помощью шкалы «наименее предпочитаемого сотрудника». Шкала НПС представляет собой мотивационную систему поведенческих предпочтений руководителя и состоит из 16 противоположных прилагательных, расположенных по разные стороны 8-бальной шкалы. Вот некоторые используемые Ф. Фидлером в шкале НПС биполярные определения. 

Если  руководитель, описывая наименее предпочитаемого  сотрудника, использует прилагательные с положительным значением, считается, что он ориентирован на взаимоотношения (заботливый, уважающий чувства других людей менеджер). И наоборот, если лидер использует преимущественно отрицательные определения, принято считать, что он уделяет основное внимание рабочим задачам. 

Конкретные  же ситуации анализируются по трем параметрам:

качество взаимоотношений руководитель - подчиненные (здесь оценивается атмосфера в коллективе, отношение подчиненных к менеджеру),

структура задачи (отражает качество формулировки поставленного перед группой  рабочего задания, необходимость выполнения специфических процедур и наличие ясных, четких целей) и

должностные полномочия (уровень формальной власти руководителя над подчиненными). Широкие  должностные полномочия предполагают, что менеджер имеет право планировать  работу сотрудников и управлять ею, оценивать их труд, поощрять и наказывать сотрудников.  

Ученый  считал, что лидеры, первого типа, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с  очень высоким, либо с очень низким контролем. Это означает, что в  случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Это тот случай, когда «у руководителя  в руках большая дубина, но ее все любят». Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда же контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Это случай прямого принуждения: «Большую дубину в руках руководителя никто не любит, но все ей подчиняются».    

 В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все «шестеренки рабочего механизма» вращаются довольно гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание «неполадкам», возникающим из-за плохих взаимоотношений и оскорбленных чувств. Лидер, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее успешно. 

Приведем  схему, иллюстрирующую эту теорию:

(НПР  на схеме «наименее  предпочитаемый работник»  - мы же используем  слово «сотрудник»).

 

На схеме  видно, что лидеры с низким НПС  могут быть более эффективны, чем их коллеги с высоким НПС, в ситуациях наибольшего благоприятствования (1,2 и 3), а также – при наименее благоприятных условиях (8).  

В 1970-х  гг. Ф. Фидлер предпринимает попытки  дополнить интерпретацию оценок НПС и разработать способы практического применения своих моделей; основным направлением его деятельности становится обучение лидеров и изучение влияния на эффективность лидерства таких факторов как опыт и интеллекта руководителей. В 1976 г. совместно с Марти Чемерсом и Линдой Махар он издал учебник по подготовке руководителей под названием «Improving Leadership Effectiveness: The Leaders Match Concept» (“Повышение эффективности руководства: концепция соответствия требованиям, предъявляемым к лидеру”), в котором излагается концепция стиля руководства и объясняется смысл НПС. 

Идеи  Фидлера оказали определённое влияние  на организационную психологию в  СССР в 1970—1980 гг.

Информация о работе Теория Фреда Фидлера