Автор: v**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:19, доклад
Все в нашей жизни подвержено воздействию многих факторов. И мы - люди, не исключение. В своей работе хочу рассмотреть такое воздействие на человека как мотивация.
С научной точки зрения, мотивация- совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Именно такие силы и находятся под внимание многих ученых, которые уже долгое время изучают потребности человека и анализируют их.
Теория
ERG Клейтона Альдерфера
Все в нашей жизни подвержено воздействию многих факторов. И мы - люди, не исключение. В своей работе хочу рассмотреть такое воздействие на человека как мотивация.
С научной точки зрения, мотивация- совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Именно такие силы и находятся под внимание многих ученых, которые уже долгое время изучают потребности человека и анализируют их.
К ним относятся: Абрахам Маслоу, Клейтон Альдерфер, Дэвид МакКлелланд и многие другие. Но своё внимание я остановлю на втором, а именно на теории ERG Альдерфера.
Клейтон
Альдерфер, также как и Маслоу,
исходит в своей теории из того,
что потребности могут быть объединены
в отдельные группы, но он выделяет
только три уровня потребностей:
Е – потребности существования – потребности,
связанные с выживанием и воспроизведением
(например, еда, одежда, кров);
R – потребности в принадлежности – это
социальные потребности, которые могут
быть удовлетворены за счет общения с
другими людьми (например, потребность
в уважении);
G – потребности в росте – потребности
не физического, а личностного роста (например,
потребность в обучении новым навыкам
и в самоуважении).
Теория ERG соотносится с теорией иерархии
потребностей Маслоу следующим образом:
Сравнение потребностей по Маслоу и по
Альдерферу
Потребности по теории Альдерфера также имеют иерархию. Различие в том, что если по Маслоу происходит движение только снизу вверх (удовлетворение одной потребности и переход к другой), то Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
Процесс
движения вверх по уровням потребностей
Альдерфер называет процессом удовлетворения
потребностей, а процесс движения
вниз – процессом фрустрации, т.е.
поражения в стремлении удовлетворить
потребность.
Эта теория дает дополнительные возможности
в мотивировании людей в организации.
Например, если у организации нет достаточной
возможности для удовлетворения потребности
человека в росте, то, разочаровавшись,
он может с повышенным интересом переключиться
на потребность в принадлежности, и организация
сможет предоставлять ему возможности
для удовлетворения данной потребности,
увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования
данного человека.
В завершении, хочу сказать, что теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количества эмпирических подтверждений её правильности. Однако, знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.