Теории МакГрегора (Мак-Грегор) Дугласа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 19:11, реферат

Описание работы

Описание "Теории Х" и "Теории У" Д. МакГрегора.

Работа содержит 1 файл

МакГрегор.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

     МакГрегор (Мак-Грегор) Дуглас (1906 – 1964) 

       Д. МакГрегор – известный американский  социолог, занимавшийся проблемами  менеджмента, доктор философии. 

     Исследования, проведенные МакГрегором, привели  его к мысли о том, что основные задачи высшего руководства сводятся к определению того, каковы его предположения (скрытые и явные) относительно наиболее эффективного пути управления людьми. МакГрегор полагает, что любому управленческому решению или действию предшествуют те или иные предположения относительно человеческой природы и человеческого поведения, являющиеся ключевым моментом, определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера. Он подразделяет все эти предположения на две категории, названные им "Теорией Х" и "Теорией У".

     "Теория  Х" и "Теория У" Д. МакГрегора

       Первое выявленное Д. МакГрегором  предположение состоит в том,  что средний индивид обладает  врожденной неприязнью к работе, а современная система оплаты  труда как раз и отражает  заложенную в ее основание  убежденность в том, что руководство должно неким образом совладать с врожденной человеческой склонностью уклоняться от работы. Следовательно, поскольку люди не любят работать, их необходимо принуждать, контролировать, направлять и запугивать большую их часть, что вынудит их внести свой посильный вклад в достижение целей организации. Таким образом, наличие системы поощрений не гарантирует выполнения работником выданного задания. Их может побудить к этому лишь угроза наказания, что вытекает из уверенности в том, что заставить работать людей может лишь внешнее принуждение и контроль. Из этого следует предположение, что средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он боится ответственности, не обладает особыми амбициями и ищет, прежде всего, защищенности. Данные положения сведены Д. МакГрегором в "Теорию Х", которая оценивается им как ненаучная, поскольку игнорирует природу человека.

     Рассмотрев  и подвергнув критике положения "Теории Х", МакГрегор обращается к "Теории У". Он утверждает, что  расходование физических и психических  сил в ходе работы столь же естественно, как игра или отдых. Средний человек не обязательно будет испытывать неприязнь к работе, последняя может представляться ему источником удовлетворения или наказанием в зависимости от подконтрольных ему условий. Внешний контроль и угроза наказания являются не единственными средствами направления индивидуальных усилий в русло решения организационных задач. По мнению МакГрегора, очевидно, что работники, разделяющие организационные цели, будут проявлять самоуправление и самоконтроль. Подобная приверженность исполняет функцию вознаграждения, ассоциируясь с достижениями; самое же значимое вознаграждение (связанное с удовлетворением потребности в самоутверждении и самореализации) может являться непосредственным следствием стремления к достижению целей организации. В противоположность предположениям "Теории Х", в "Теории У" Д. МакГрегор утверждает, что средний человек имеет склонности, позволяющие при подходящих условиях, не только принимать, но и искать ответственности. Наблюдаемое нежелание некоторых работников принимать на себя некую ответственность и присущее им отсутствие амбиция и стремление к обретению защищенности обычно являются следствием приобретенного опыта, но никак не врожденным качеством. На деле способностью проявлять достаточно развитое воображение, изобретательность и творческие дарования при решении проблем организации обладает не узкий, но весьма и весьма широкий круг лиц. С этой точки зрения, жесткое разграничение планирования и выполнения работы, характерное для методов научного менеджмента, следовало бы признать явной ошибкой. Такой подход неизбежно приводит к неразумному использованию способностей работников и низводит их до уровня простых поденщиков. МакГрегор считает, что в условиях современной индустрии интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

     Согласно  МакГрегору, предположения "Теории У" приводят к совершенно иным последствиям для менеджмента, нежели "Теории Х". К примеру, ее принципы динамичны, а не статичны; их применение делает весьма вероятным рост и развитие человека в контексте производственной ситуации. В рамках "Теории У" рабочая сила становится ресурсом, обладающим существенным потенциалом. "Теория Х" позволяет руководству оправдывать собственные ошибки ссылкой на врожденное несовершенство рабочей силы, которой ему приходится управлять. "Теория У" возлагает всю ответственность на менеджмент организации; она устанавливает, что, если работники ленивы, индифферентны, не стремятся брать на себя ответственность, непримиримы, если они не проявляют творческих способностей и не хотят сотрудничать с другими, значит, руководство избрало ошибочные методы организации и контроля. В то время как основными принципами менеджмента, построенного согласно "Теории Х", являются управление и контроль, то для организации, придерживающейся "Теории У", главным принципом становится интеграция. Интеграционный принцип требует от руководства создания творческой атмосферы, в которой члены организации успешнее всего могли бы достичь собственных целей, направляя свои усилия на достижение успеха предприятия. При этом внешний контроль замещается самоконтролем, цели организации интернализируются, усваиваются работниками как собственные, а их достижение удовлетворяет потребность работников в самореализации и самоактуализации. Интеграция означает совместную работу на благо предприятия, позволяющую всем нам участвовать в результирующем вознаграждении. Несмотря на все вышесказанное, МакГрегор, естественно, не считал предположения "Теории У" окончательно утвержденными. Он относился к ней, скорее, как к достойному сопернику превалирующей и поныне традиционной "Теории Х", считая ее своеобразным "приглашением к обновлению".

     До  своей кончины в 1964 т. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой  пытался соединить запросы и  стремления корпорации и отдельного человека. Эту незаконченную работу продолжил Уильям Оучи (William Ouchi 1943), который взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента.

     Теория "Z"

     Эту теорию в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского  опыта управления в дополнение к  теориям "X" и "У" Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории "Z", мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия солидарности преданности коллективу и общим целям.

     Основные  идеи теории "Z" заключаются в  следующем:

     * в мотивах людей сочетаются  социальные и биологические потребности;

     * люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;

     * должна существовать индивидуальная  ответственность за результаты  труда;

      * предпочтительнее неформальный  контроль за результатами труда  на основе четких методов и  критериев оценки;

     * на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

     * предпочтительнее медленная служебная  карьера с продвижением людей  по достижении определенного  возраста;

     * администрация проявляет постоянную  заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

     * человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную  деятельность предприятия.

     Теория "Z"описывает хорошего работника  предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие работники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.

     Стимулы побуждения к труду для работников описываемых теорией "Z", эффективны в такой последовательности: материальное поощрение моральное поощрение.

     Если  Мак-Грегор прожил бы дольше и сумел  завершить теорию Z, возможно, он пришёл бы к варианту, содержащему аналогичные составляющие.

Информация о работе Теории МакГрегора (Мак-Грегор) Дугласа