Автор: Гера Пипин, 27 Сентября 2010 в 16:45, курс лекций
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.
Человечество всегда
стремилось к приобретению новых знаний.
Овладение тайнами бытия есть выражение
высших устремлений творческой активности
разума, составляющего гордость человечества.
За тысячелетия своего развития оно прошло
длительный и тернистый путь познания
от примитивного и ограниченного ко все
более глубокому и всестороннему проникновению
в сущность окружающего мира. На этом пути
было открыто неисчислимое множество
фактов, свойств и законов природы, общественной
жизни и самого человека, одна другую сменяли
научные картины мира. Развитие научного
знания происходило одновременно с развитием
производства, с расцветом искусств, художественного
творчества. Знание образует сложнейшую
систему, которая выступает в виде социальной
памяти, богатства ее передаются от поколения
к поколению, от народа к народу с помощью
механизма социальной наследственности,
культуры.
Теория познания есть
общая теория, уясняющая саму природу
познавательной деятельности человека,
в какой бы области науки, искусства или
житейской практики она ни осуществлялась.
Теория познания развивалась вместе с
философией на протяжении всей ее всемирной
истории.
Теория познания иначе
называется гносеологией, или эпистемологией.
Эти термины имеют греческие корни: gnosis
-- познавание, узнавание; познание, знание
и episteme -- знание, умение; наука. В русском
языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения:
во-первых, знание как данность, добытый
факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи
знания в первом смысле. Гносеология не
может не касаться указанных сторон. Все
же в узком смысле задачей гносеологии
является скорее исследование природы «готового» знания,
чем методов его получения. Таким образом,
гносеология -- это знание о знании.
В последние десятилетия ученых все больше
интересует процесс получения знания,
его приращения, развития, а это предполагает
изучение и использование достижений
истории наук, данных когнитивной психологии,
учет личностного фактора в познавательной
деятельности.
Существенно то, что
хотя гносеология не может игнорировать
разнообразные данные, получаемые в смежных
науках, она не может и не должна зависеть
в своих посылках от них. Правильное разграничение
предметов направлено именно на это. В
идеале теория познания должна обосновывать
всякое знание, в том числе естественнонаучное
и философское. Она должна объяснять саму
возможность такого знания, его сущность,
содержание понятия истины, ее критерии.
Поэтому ясно, что если теория знания включает
в себя в качестве предпосылок выводы
каких-то других теорий, то она рискует
попасть в логический круг. Человек, приступающий
к построению гносеологии, находится в
тяжелейшем положении: он должен сам «поднять
себя за волосы», создать теорию фактически
на голом месте, чтобы удовлетворить идеалу
беспредпосылочности.
Как выражается Н.О.
Лосский, мы вслед за И. Кантом, основателем
критического метода, должны прибегнуть
к крайне своеобразному подходу. Мы должны
строить философскую теорию знания «не
опираясь ни на какие другие теории, т.е.
не пользуясь утверждениями других наук...» При
этом можно, конечно, «воспользоваться трудами
других наук и их анализом мирового целого,
но только как материалом, а вовсе не как
основою для теории знания»[1].
Идеал чистой, беспредпосылочной теории познания труден и почти недостижим. Кроме того, на практике теорию познания в точном смысле, например в том, который предлагает установить Лосский, трудно полностью отделить от смежных отраслей философии. Особенно существен факт, что значительная часть современной гносеологии прямо ориентирована на научное (прежде всего естественнонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. Надо ли отделять методологию от теории познания? Если исходить из определения теории познания, данного выше, то -- да. Методология изучает не знание и истину как таковые, а приемы их получения -- в специфической обстановке научного исследования. Тем не менее оказывается, что не умозрительное, а предметное изучение того, каким образом наука накапливает свое знание, позволяет понять очень многое о самой природе получаемого знания, его структуре, функционировании, статусе его частей. Философы, которые занимаются такого рода исследованиями, как правило, владеют богатым фактическим материалом по истории науки, и их выводами не следует пренебрегать. Без всестороннего и глубокого обобщения достижений конкретных наук[2] и того, как были достигнуты эти результаты в муках творчества, во взлетах и падениях, в озарениях и заблуждениях, т.е. без осмысления методологии науки, теория познания может выродиться в схоластику, в систему искусственных конструкций. Последнее особенно опасно, ибо современная философия имеет склонность быть прикладной, и методология науки дает пример подобных приложений, будучи не только описательным, но и нормативным учением. Она помогает ученым и стимулирует прогресс научного знания, выявляя и делая общим достижением эвристику. При соединении с методологией науки задача гносеологии -- осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается.