Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:16, реферат
Понятие стратегии заимствовано управлением из военной науки, где оно определяется как высшее военное искусство. В современном понимании стратегия -- генеральная, основная программа, направленная на достижение цели в любой области деятельности. Сложность принятия стратегического решения определяется множеством альтернативных путей, из которых следует обоснованно выбрать оптимальный. Например, одно из основных стратегических решений, которое должна принять торговая фирма, -- определение рынка, на котором она будет вести конкурентную борьбу.
Создаваемые в начале 80-х годов АСУ имели в основе своей технической базы самые мощные для того времени ЭВМ единой серии (ЕС-1022, ЕС-1033 и т.д.). Современные АСУ имеют несравненно более совершенные технические средства: персональные компьютеры, объединенные в единую информационную сеть со значительно более развитой системой программного и информационного обеспечения. Все это обеспечивает высокую эффективность АСУ.
Однако основные трудности при создании АСУ возникают не при решении проблем алгоритмизации, программирования, создания информационных баз данных или внедрении технических средств обработки информации, а при подготовке персонала предприятия к работе в условиях действия АСУ. Неизбежно возникает традиционный психологический барьер: АСУ ломает годами сложившиеся условия работы, и чем ниже интеллект работника, тем более страшными кажутся ему дисплей и клавиатура компьютера (хотя много горя хлебнули разработчики АСУ и при обучении министров и их заместителей). Внедрение компьютерной техники и АСУ во все сферы деятельности человека формирует и новый тип руководителя, выводит его из унизительной зависимости от подчиненных -- источников не всегда объективной информации -- и открывает доступ в широкое информационное поле, что снижает степень неопределенности технологических процессов. Руководитель должен столь же привычно и умело работать с компьютером, как и со своей авторучкой и телефоном. Необходимо достигнуть полной адаптации пользователя и компьютера, этих двух неразделимых компонентов человеко-машинной системы. Легкий и эффективный доступ пользователя к компьютеру долгие годы казался весьма проблематичным. Вначале при общении с ЭВМ приходилось пользоваться услугами посредника-программиста и целиком зависеть от него (с каким апломбом и с каким снобизмом вершил свое таинство математик-программист!). В начале 80-х годов считалось целесообразным обучить пользователя алгоритмическим языкам, но с каждым годом появлялись все новые версии машинных языков и создавались новые, более совершенные. И наконец, восторжествовала принципиально новая идея -- принцип интеллектуального интерфейса пользователя, т.е. не человека стали приспосабливать к компьютеру, а, наоборот, машину адаптировать к пользователю, максимально приближая язык диалога с компьютером к привычным для человека методам общения с собеседником. Реализация этого принципа революционно преодолела пропасть между человеком и машиной, сломала мощный заградительный барьер между ними. Сенсационная информация из Японии о разработке компьютера, способного обрабатывать информацию со скоростью порядка 32 триллионов (!) операций в секунду с принципиально неограниченной памятью, позволяет рассчитывать на компьютеризацию трудно формализуемых и эвристических областей знания.
Наряду с разработкой АСУ различной степени сложности и работами по созданию искусственного интеллекта плодотворно развиваются и концепции перехода комплексной автоматизации на более высокий уровень. В связи с принципиальным увеличением надежности систем автоматики, телемеханики, защит и блокировок наметилась четкая тенденция вывода из контуров управления самого ненадежного элемента -- человека, т.е. переход от автоматизированных систем управления к автоматическим. Важность этого процесса подтверждается тем, что неумолимые данные математической статистики показывают, что около 95% всех крупнейших аварий, включая и чернобыльскую катастрофу, произошло по вине обслуживающего персонала.
Перевод АСУ на новую компьютерную технику позволяет сокращать сроки обработки информации и создавать мощные базы и банки данных (кстати, к моменту распада СССР в США имелось 3200 общедоступных банков данных, в Великобритании -- 2500, в Германии -- 290, а в нашей стране -- ни одного!). АСУ позволяет решать комплекс информационно и нормативно связанных производственных задач, объединенных в следующие основные подсистемы:
-- техническая подготовка производства (ТПП);
-- технико-экономическое планирование (ТЭП);
-- оперативное управление основным и вспомогательным производством (ОУП);
-- бухгалтерский учет (БУ);
-- управление финансами, сбытом и реализацией готовой продукции (УФСР);
-- материально-техническое обеспечение (МТО), а также решать большое количество автономных задач (управление и контроль качества продукции, управление и учет кадров, автоматизированный контроль за исполнением важнейших документов и приказов, инженерные расчеты, задачи НИОКР и т.п.). Приведенный краткий перечень КТС и сотни задач, решаемых автономно или на основе единой нормативно-информационной базы, показывают, что уже созданы мощные технические и программные средства управления, направленные на совершенствование труда исполнителей, специалистов и руководителей предприятий.
Можно привести немало примеров успешного применения ПК и АСУ в современных условиях, от космических программ и до управления небольшим предприятием. Отрадно, что методы автоматизированного управления стали применяться и в такой новой сфере деятельности, как негосударственная оптовая и розничная торговля. Например, автоматизированная обработка плановой и бухгалтерской информации на базе ПК Pentium, локальной вычислительной сети, модемов и программного продукта "Парус 5.11." позволила компании "Салита" получить в 1997 г. значительный экономический эффект. Более чем в два раза сократилось время обработки документов, затраты в торгово-снабженческой деятельности уменьшились на 8%, оптимизация товарных запасов дала экономию в размере 4% оборотных средств. Эффективное использование технических средств управления и созданного программного обеспечения затрудняется слабой подготовкой пользователей, пресловутым психологическим барьером, разделяющим КТС и производственный персонал, т.е. противоречиями между профессионализмом и дилетантством на всех уровнях управления.
Дальнейшим развитием идей автоматизации управления явилось создание "всемирной паутины" -- сети Интернет и "виртуальных предприятий". Концепция виртуального предприятия отражает требования современной "бизнес-революции", переход от экономики массового производства к экономике индивидуальных услуг, от диктата производителя к удовлетворению требований клиента, который, как известно, "всегда прав". Создание виртуального, т.е. искусственно образованного, расширенного за счет совместных ресурсов, предприятия стало возможным при компьютерно интегрированной организации, внедрении новых информационных и коммуникационных технологий. Примером "виртуального продукта" является автомобиль японской фирмы "Тойота", который изготавливается за 72 часа после заказа с любой мощностью двигателя, определенной коробкой передач, с выбранным клиентом кузовом и отделкой салона: Виртуальное предприятие функционирует с использованием компьютерной сети, к которой подключены различные смежные предприятия, обладающие технологическими ресурсами. В итоге на рынок в самые сжатые сроки поставляется заказанная клиентами продукция, созданная в результате кооперации и компьютерной координации совместной деятельности нескольких интегрированных предприятий. В начале 1997 г, было создано уже более ста тысяч виртуальных предприятий и более 3 миллионов человек могли работать в режиме гибкого рабочего времени, т.е. они имели право приходить на работу в удобное для них и разумное с точки зрения служебных обязанностей время. Бухгалтеры, программисты имеют право работать дома, агенты по торговле работают непосредственно с клиентами, снабженцы -- на рабочих местах поставщиков, а связь с офисом поддерживается по телефону или с помощью электронной почты, т.е. стали вырисовываться контуры нового типа организации труда -- безофисного предприятия.
Интернет. Персональные компьютеры столь же прочно вошли в нашу повседневность, как и телевизор, музыкальный центр пли микроволновая печь, даже большие начальники научились играть в компьютерные игры и на зависть Эллочке Щукиной выучили такие слова, как "файл", "процессор" и "принтер". Большие ЭВМ все более вытесняются ПК, и их роль чаще всего сводится к функциям файловых серверов, обеспечивающих обслуживание пользователей. Но при широком внедрении ПК в деятельность предприятий возникла серьезная проблема поиска эффективного способа совместного использования единого банка информации потребителями и обмена данными между несколькими ПК, т.е. возникла потребность в создании компьютерных сетей.
Работы по созданию компьютерной сети начались по заданию Пентагона США в 1969 г. Основной задачей создаваемой тогда компьютерной сети была защита коммуникаций связи при ядерном ударе противника и обеспечение сотрудничества научно-исследовательских организаций. Позже, в начале 80-х годов, американская компания "Корвус" приступила к созданию вычислительной сети для компьютеров "Эппл" в системе школьного образования. В России создание сетевого информационного сервиса началось лишь в 1993 г. В частности, в 1995 г. начала действовать университетская сеть (RUNNet) с выходом в мировую систему образования, науки и культуры, обеспечивающая магистральную связь между регионами России и глобальной сетью Интернет.
Первые компьютерные сети строились на основе жестких магнитных дисков емкостью 5--10 мегабайт, современные локальные вычислительные сети (ЛВС) создаются на базе накопителей емкостью в сотни миллионов байт (мегабайт, или Мб) и даже в миллиарды байт (гигабайт, или Гб). До появления ЛВС для обмена информацией приходилось копировать файлы на дискеты и передавать их другому пользователю (возник даже шутливый термин sneakernet -- сеть сплетен) и работать нескольким потребителям с одним и тем же файлом было невозможно. Объединение нескольких компьютеров в вычислительную сеть дает существенную экономию не только из-за приобретения одного общего для всех пользователей накопителя (например, на лазерном компакт-диске CD-ROM) и высококачественного принтера, но и за счет уменьшения непроизводительных затрат рабочего времени сотрудников (выполнение резервного копирования всей информации на диске, легкости обмена информацией, ее защиты от потери и широкое использование сетевых программных продуктов). ЛВС позволяет осуществлять работу электронной почты, проводить совещания и координировать работу коллектива.
И, наконец, всемирная паутина (World Wide Web -- WWW), столь популярный за последние годы и сулящий еще нераскрытые удивительные возможности Интернет основаны на объединении компьютерных сетей (термин "Интернет" в переводе означает "международная компьютерная сеть" (International Network)). Компьютер с помощью модема или специальной платы ISDN подключается ко всемирной сети Интернет, что позволит осуществлять мгновенную пересылку электронной почты (e-mail) адресату в любую точку мира, играть в карты с друзьями, сидящими у себя дома, пересылать текстовые, звуковые и графические файлы -- всего не перечесть! Широко применяются в Интернете условные сокращения (FAQ -- "часто задаваемые вопросы", ASAP -- "возможно скорее" и т.п.) и даже символы выражения эмоций, похожие на человечка, повернувшего набок голову: :-D -- мне смешно; :-) -- шутка; :-( -- мне грустно) и т.д. Электронная почта передает сообщения мгновенно на любые расстояния, в любую часть света и сразу же нескольким адресатам. Пересылать можно не только письменные сообщения, но и графические материалы, аудиофайлы или программы. И, наконец, в октябре 1997 г. появилось сенсационное сообщение о возможности передачи информации по электрическим сетям. По мнению ученых Великобритании, при реализации этого проекта отпадет необходимость в телефонных кабелях и телевизионных антеннах, информационные сигналы будут поступать в приемные устройства непосредственно от электрической розетки.
Государственные учреждения и коммерческие предприятия России пока еще осваивают возможности Интернета весьма робко: к концу 1997 г. насчитывалось только около 50 тысяч пользователей (в США выход в Интернет имеют более 20 миллионов пользователей, т.е. каждый десятый житель страны!). В 1995 г. в сеть Интернет вышел первый банк России -- "Российский кредит", в 1996 г. в Интернет вышел и Мост-банк, а мировой рост оборота денежных средств в Интернете ожидается весьма значительный: с 9,5 млрд. долл. в 1996 г. до 196 млрд. долл. в 2000-м.
Ошеломляют темпы развития и постоянное совершенствование элементной базы компьютерных систем. Значительный рост производительности микропроцессоров достигается за счет принципиально новых технологий и повышения плотности транзисторов на кремниевом кристалле. Один из основателей Intel Гордон Мур заявил: "Если бы автомобилестроение развивалось со скоростью эволюции полупроводниковой промышленности, то сегодня "Роллс-Ройс" мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина и было бы дешевле его выбросить, чем платить за парковку".
Организационная техника. Для оснащения организаций государственной службы, промышленных предприятий и коммерческих фирм предлагается мощный арсенал средств управления и обработки текстовой и графической информации. Помимо персональных компьютеров, работающих автономно или объединенных в компьютерную сеть, имеются копировальные устройства со встроенной микро-ЭВМ, электронные пишущие машинки и композеры, устройства связи различного типа и назначения, фотонаборная техника, позволяющая преобразовать информацию, хранящуюся в памяти ЭВМ, в фотоформы для высокой или офсетной печати, аппаратура микрофильмирования, диктофонная техника, способная в кратчайший срок выдать распечатку продиктованного текста или его перевод на иностранный язык, и много других устройств, разработанных в помощь администратору. Даже привычный телефон значительно расширил свои функциональные возможности: предлагается широкая номенклатура радиотелефонов сверхдальнего действия с автоматическим повторным набором заданного номера, с дистанционно управляемым автоответчиком (это устройство позволяет с другого телефона прослушивать сообщения, оставленные на автоответчике) и т.п. В Японии широкая автоматизация делопроизводства позволила в несколько раз (!) повысить эффективность конторской работы, многократно расширить ее объем без увеличения числа служащих и принципиально улучшить качество работы. Персональными компьютерами оснащены практически все фирмы, копировальными машинами 83%, факсимильными аппаратами 98%, процессорами текстуальной обработки 89% [1].
Информация о работе Технические средства управления, обработки и передачи информации