Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:12, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является изучение миссии организации и ее значение для компании в целом, а также разработка миссии. Достижение данной цели происходит по средствам решения следующих последовательных задач: изучение сущности и содержания миссии организации; изучение механизма формирования миссии (определяющих факторов, методик); изучение процесса разработки миссии организации; изучение взаимосвязи миссии и других элементов управления организацией (организационной структуры, стратегии);
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………….5
1.1 ПОНЯТИЕ МИССИИ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ…………………………..5
1.2 НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ…………………………9
1.3 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МИССИИ……………………………………………….12
1.4 ФУНКЦИИ МИССИИ И ЕЁ РОЛЬ……………………………………………….16
2. ПРИМЕРЫ МИССИЙ ИЗВЕСТНЫХ КОМПАНИЙ………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….25
Миссия организации должна в большей или меньшей мере отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.
В настоящее время руководители предприятий все больше задумываются о формулировании миссии. Понимание и проработка фундаментальных предпосылок для определения миссии подводит к вопросу об основном смысле существования предприятия, формулирование миссии предприятия в значительной степени оказывает влияние на его дальнейшую деятельность.
Созданию миссии в организации способствуют следующие ситуации:
собственник начинает задумываться о будущем;
свою миссию уже имеют или создают конкуренты;
приоритетной есть проблема развития организации;
кризис в организации, отрасли или стране (мире);
организация состоит из многих структурных подразделений;
статьи, тренинги и консультации на данную тему.
Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров ("Мы производим пылесосы") или используемой технологии (Мы разрабатываем программное обеспечение"). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок. Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее. Необходимо двигаться "ОТ" определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг "К" определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей.
Например:
"ОТ" компании изготавливающей офисное оборудование "К" компании, которая помогает повысить производительность труда офисных учреждений.
"ОТ" компании по обучению и развитию "К" компании по консалтинговым услугам.
Таким образом, миссия организации - это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать.
При определении миссии руководству компании следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.
Миссия показывает - насколько продукты компании (товары, услуги, отношения) формируют и усиливают качественные изменения в повседневной жизни потребителя и мировоззрении общества. То есть миссия должна быть направлена наружу, на общество, вне компании, а не на компанию и ее интересантов. Именно это является главным критерием при понимании - миссия ли перед глазами или попытка оправдания сугубо материальных интересов бизнеса. Яркий тому негативный пример - миссии сегодняшних российских банков и страховых компаний, большинство которых просто-напросто забыли об интересах клиента.
Цели формулирования миссии:
Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремиться и т.п. Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
Миссия создает возможность для более действенного управления организацией.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Миссия фирмы всегда крайне индивидуальна. Содержание миссии отделяет конкретную фирму от общего числа других организаций и наделяет ее собственными отличительными чертами, характеризующими специфику деятельности и парадигму развития.
Основным заблуждением менеджеров при разработке миссии организации является ее формулирование в терминах прибыли. Ведь прибыль представляет собой исключительно экономический результат деятельности компании, который не дает представления ни о сфере деятельности, ни о социальной значимости предприятия. Миссии, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого. Миссия - это не получение прибыли.
Прибыль - всего лишь внутренняя проблема предприятия. Организация может выжить только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность общества. Поэтому, для того, чтобы заработать прибыль, фирма обязана следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому только в окружающей среде и можно найти общую цель организации. Чтобы выбрать миссию, руководство должно ответить на вопросы: “кто наши клиенты? Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить? ” А клиент в данном случае тот, кто будет использовать результат деятельности фирмы. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами.
В идеальном варианте в процесс выработки миссии организации должны быть вовлечены все уровни менеджмента, вместе с тем, данный процесс должен проходить под наблюдением компетентных внешних консультантов, которые уже имеют теоретический и практический опыт выработки миссии организаций.
Некоторые думают, что выработка миссии организации - это дело руководства компании, то есть ответственность за постановку глобальной цели должен брать на себя только руководитель и никто другой. Это глубокое заблуждение.
В том случае, если заявление о предназначении организации выработано руководителем организации в одиночку и в таком виде донесено до сотрудников, такое заявление может быть не принято сотрудниками, а иногда и вообще не понято, что ведет к конфликтам в организации. К тому же, утверждая миссию, руководитель не может объективно оценить состояние дел на существующий момент и поэтому не может выработать глобальную долгосрочную цель организации в одиночку.
Внешние консультанты также не могут вырабатывать миссию организации без постоянного взаимодействия с руководством и сотрудниками, так как какой бы полной предоставленная консультантам информация об организации не была, она не может дать четкого представления обо всех нюансах.
Поэтому выработка миссии организации - это сложный длительный процесс, который состоит из нескольких этапов, и в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники фирмы, имеющие отношение к управлению организацией, а также консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс.
В подходах к формированию миссии не может быть готовых рецептов. Более того, как показывает опыт, определение и формулировка миссии - длительный и нелегкий процесс, тесно связанный с накопленным опытом и установлением традиций, то есть с тем, что называется фирменной (организационной) культурой.
Итак, перейдем к самому процессу выработки миссии организации. Выделим этапы процесса выработки миссии организации в крупной компании. Каждый из этих этапов требует отдельного пояснения, на некоторых из них остановимся более подробно.
Осознание руководством компании необходимости выработки миссии. На этом этапе топ менеджмент организации, и, прежде всего, ее первое лицо, должен понять, что построение стратегии невозможно, если у организации отсутствует миссия. Руководство должно осознать отрицательные последствия ее отсутствия.
Проведение совещания на уровне высшего руководства. На нем руководитель или профессиональный консультант в области стратегического управления должны довести до всего высшего руководства компании причины, по которым необходимо заняться выработкой миссии. По результатам совещания назначаются ответственные лица, которые будут реализовывать принятые решения и координировать работу группы (команды). В крупных компаниях рекомендуется выделить работу по выработке миссии в отдельный проект и назначить руководителя нового проекта.
Создание команды по выработке миссии организации. Руководитель проекта формирует команду, в которую должны войти сотрудники функциональных подразделений компании, а также консультанты по стратегическому развитию, имеющие опыт выработки миссий в других компаниях.
Исследование командой внешних и внутренних факторов организации, которые должны найти отражение в миссии организации. Этот этап можно назвать предпроектной стадией проекта, он является самым трудоемким и представляет собой кропотливую работу по сбору и анализу всех внутренних и внешних источников, характеризующих функционирование данной организации (рекламные буклеты компании, освещение данной организации в средствах массовой информации, годовые финансовые отчеты компании, материалы конференций и семинаров, в которых организация принимала участие и т.д.). Этот анализ необходим для того, чтобы впоследствии, когда миссия уже будет утверждена, не возникло принципиальной несогласованности с предыдущими заявлениями руководства об основных (глобальных) целях организации (заявления о глобальных целях не означают того, что у компании есть миссия). Также необходимо изучить заявления о миссии известных мировых компаний. Кроме того, необходимо провести анализ основных заинтересованных лиц организации, который выявит, что они ждут от вашей компании и что для них представляет наибольшую ценность. Для проведения такого анализа можно составить вопросники или провести интервью с группами заинтересованных лиц. Это позволит определить основные потребности данных групп в связи с вашей организацией, которые должны быть учтены при написании миссии.
На этом этапе очень важна работа консультантов, которые должны предоставить компании всю имеющуюся у них информацию, основанную на опыте выработки миссии в других компаниях.
Разработка структуры миссии. Когда сбор информации завершен, команда по выработке миссии должна подготовить и представить на утверждение руководству структуру будущей миссии, в которую включаются основные положения, которые будут описаны в миссии компании.
Утверждение структуры миссии руководством компании.
Написание первоначального варианта миссии, который является достаточно полным и развернутым изложением всех пунктов, включенных в структуру. Здесь главное - ничего не забыть и не пугаться того, что получается слишком длинный документ, впоследствии он будет сокращаться и урезаться.
Доведение первого варианта миссии до руководителей всех подразделений компании для внесения дополнений и предложений.
Проведение совещания с руководителями подразделений компании, обсуждение первого варианта миссии, рекомендуется доработать миссию с учетом всех замечаний.
Создание второго, доработанного варианта миссии.
Обсуждение на Правлении компании доработанного варианта миссии. Топ менеджмент также вносит свои коррективы.
После обсуждения миссии компании на Правлении создается заключительный документ.
Утверждение миссии первым руководителем компании.
Доведение подписанного первым руководителем варианта миссии до всех сотрудников организации, а также до партнеров и других лиц, заинтересованных в функционировании организации.
Таким образом, представлен сложный процесс выработки миссии крупной компании. Хотя он и не является готовым рецептом, но сможет помочь менеджерам выработать миссию в своей организации.
Итак, если есть четко сформулированная и разделяемая всеми сотрудниками миссия фирмы, значит, выполняются главные функции предназначения миссии, так как на основании нее:
определяются цели предприятия;
сотрудники побуждаются к совместной работе;
Информация о работе SWOT-анализ как метод анализа стратегического потенциала предприятия