Сущность стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Условия возникновения стратегического менеджмента:
- технологические прорывы, требующие прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;
- насыщение рынка товаров и услуг, что привело к усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;

Работа содержит 1 файл

сущность стратегического менеджмента.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

1. СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Сущность  стратегического менеджмента

 

1.1.1 Условия и этапы  становления стратегического менеджмента

Условия возникновения  стратегического менеджмента:

- технологические прорывы,  требующие прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;

- насыщение рынка товаров  и услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

- начавшийся процесс  глобализации рынков и возникновения  транснациональных корпораций, способных воздействовать на рынок вплоть до его раздела.

Этапы становления стратегического  менеджмента:

- Управление на основе  контроля за исполнением. Условием  для такого управления является  представление о стабильной среде  организации на изменение, проявляется  после свершения событий (реактивная адаптация).

- Управление на основе  экстраполяции или долгосрочное  планирование (1950-е г.г.). Основывается  на выявлении текущих изменений,  определенных показателей деятельности  предприятия и экстраполяцией  выявленных тенденций в будущее. Этот подход наиболее полезен для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста, так и запланированного сокращения производства.

- Управление на основе  предвидения изменений или “стратегическое планирование”. Стратегическое планирование позволяет вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Этот подход основывается на выявлении тенденций не только экономического развития корпораций, но и внешней среды. Стратегическое планирование опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы во внешней среде с учетом тенденций на их изменения.

- Управление на основе  гибких решений или “стратегический менеджмент”. Помимо прогнозирования изменений во внешней среде “стратегический менеджмент” предусматривает управление стратегическими возможностями и созданием конкурентных преимуществ, необходимых для успеха фирмы в будущем.

 

1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

- Стратегические решения  связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами  организации. В менеджменте сам  термин “стратегический” означает  – “влияющий на отношения  между фирмами и окружающей  средой”.

- Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.

- Стратегический менеджмент  предполагает не только адаптацию  предприятия к внешней среде,  но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда – область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.

- Стратегический менеджмент  требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д.

- Стратегический менеджмент  – объединение интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели.

- Стратегический менеджмент  – процесс, который уникален  для каждой фирмы.

 

1.1.3 Преимущества и  ограничения стратегического менеджмента

Преимущества стратегического  подхода к управлению организацией:

- Стратегический менеджмент  обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные управленческие решения (это позволяет предать единую направленность деятельности всех подразделений и персонала организации для достижения ее стратегических целей);

- Стратегический менеджмент призван обеспечить не текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности внешней среды и жесткой конкуренции;

- Стратегический менеджмент  позволяет объединить решение  руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

- Стратегический менеджмент обеспечивает  возможность оценивать альтернативные  варианты использования ресурсов, то есть разумно переносить  ресурсы в стратегически обоснованные  и эффективные проекты;

- Стратегический менеджмент создает  среду, которая поощряет активное руководство организации, а не пассивное реагирование на изменение ситуации;

- В стратегическом менеджменте  используются самые новые и  прогрессивные разработки.

Недостатки стратегического менеджмента:

- Стратегический менеджмент в  силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку стратегических планов и их реализацию;

- Стратегический менеджмент не  имеет описательной теории, которая  предписывает, что и как делать  при решении определенных задач и в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический менеджмент понимается и реализуется по-своему, но не каждый обладает стратегическим предвидением;

- Требуются огромные усилия, большие  затраты времени и ресурсов  для того, чтобы в организации  начал осуществляется процесс стратегического управления;

- В настоящее время резко  усиливаются негативные последствия  ошибок стратегического предвидения.

 

1.1.4 Этапы процесса стратегического  менеджмента

Этапы стратегического менеджмента:

- анализ среды;

- формирование стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль  реализации стратегии.

Анализ среды –  считается исходным этапом процесса стратегического управления, так  как он обеспечивает основу для определения  миссии и целей организации и  выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Формирование стратегии  – определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии – процесс определения  миссии и целей организации, а  также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии  – процесс, в котором стратегия  преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и  процедур, а также это – процесс  проведения стратегических изменений  в организации, переводящих ее в  такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии – обеспечивает устойчивую обратную связь между  реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Требования  к стратегическому менеджеру

В условиях современной  сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;

– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;

– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;

– способствовать продвижению  программы в частных направлениях.

Задачи стратегического  менеджера

Стратегический менеджер – личность, которая накладывает отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.

В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура – это та, которая  наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.

 

1.2 Функции  стратегического менеджмента

 

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных  целей развития предприятия и  повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с  учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей  цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных  планов и программ.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.


Информация о работе Сущность стратегического менеджмента