Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:33, реферат
Условия возникновения стратегического менеджмента:
- технологические прорывы, требующие прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;
- насыщение рынка товаров и услуг, что привело к усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;
1. СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
1.1 Сущность стратегического менеджмента
1.1.1 Условия и этапы
становления стратегического
Условия возникновения стратегического менеджмента:
- технологические прорывы,
требующие прогнозирования новых производственно-
- насыщение рынка товаров
и услуг, что привело к
- начавшийся процесс
глобализации рынков и
Этапы становления стратегического менеджмента:
- Управление на основе
контроля за исполнением.
- Управление на основе
экстраполяции или
- Управление на основе
предвидения изменений или “
- Управление на основе
гибких решений или “
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
- Стратегические решения
связаны в основном с внешними,
а не внутренними проблемами
организации. В менеджменте
- Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.
- Стратегический менеджмент
предполагает не только
- Стратегический менеджмент требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д.
- Стратегический менеджмент
– объединение интуиции и
- Стратегический менеджмент – процесс, который уникален для каждой фирмы.
1.1.3 Преимущества и
ограничения стратегического
Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:
- Стратегический менеджмент обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные управленческие решения (это позволяет предать единую направленность деятельности всех подразделений и персонала организации для достижения ее стратегических целей);
- Стратегический менеджмент призван обеспечить не текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности внешней среды и жесткой конкуренции;
- Стратегический менеджмент
позволяет объединить решение
руководителей всех уровней
- Стратегический менеджмент
- Стратегический менеджмент
- В стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.
Недостатки стратегического
- Стратегический менеджмент в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку стратегических планов и их реализацию;
- Стратегический менеджмент не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач и в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический менеджмент понимается и реализуется по-своему, но не каждый обладает стратегическим предвидением;
- Требуются огромные усилия, большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс стратегического управления;
- В настоящее время резко
усиливаются негативные
1.1.4 Этапы процесса
Этапы стратегического менеджмента:
- анализ среды;
- формирование стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка и контроль реализации стратегии.
Анализ среды – считается исходным этапом процесса стратегического управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.
Формирование стратегии
– определение миссии и целей
(долгосрочных и краткосрочных). Формирование
стратегии – процесс
Реализация стратегии – процесс, в котором стратегия преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и процедур, а также это – процесс проведения стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Оценка и контроль реализации стратегии – обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.
Требования к стратегическому менеджеру
В условиях современной
сложной и быстроизменяющейся обстановки,
основополагающая роль отводится тем,
кто управляет разработкой
– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;
– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;
– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;
– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;
– способствовать продвижению
программы в частных
Задачи стратегического менеджера
Стратегический менеджер – личность, которая накладывает отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.
В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.
1.2 Функции стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент
- обоснование и выбор
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.