Сущность планирования. Система планов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………….……..…3
Основная часть………………………………………………………………….5
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…...….5
2. Система планов на предприятии……………………………………..12
3. Принципы и методы планирования………………………………….18
4. Функции и структура плановых служб предприятия…………..…..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….…29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 96.80 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…3

Основная часть………………………………………………………………….5

    1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…...….5 
    2. Система планов на предприятии……………………………………..12

    3. Принципы и методы планирования………………………………….18 
    4. Функции и структура плановых служб предприятия…………..…..23

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы……………………………………….…29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

     Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или  некомпетентное осуществление  зачастую приводят к большим, ничем  не оправданным экономическим потерям  и, в конечном счете, к банкротству.

     На  предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная  разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

     В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным  и среднесрочным планом. Календарные  планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными  ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании  с учетом сроков исполнения каждого  заказа. В них также предусматриваются  расходы на реконструкцию имеющихся  мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.

     В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью  и получать прибыль, должен иметь  хорошо продуманный и всесторонне  обоснованный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения  бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

    • Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
    • Отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
    • Смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
    • Своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
    • Оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

     В свое время Питер Дракер сказал: «План – не догма, а руководство  к действию…» Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

     План  необходим не только крупным и  средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке годовых и календарных  планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют  все его службы. 
 
 
 
 

Основные  понятия. Предмет, методы и задачи планирования

     В данной главе изложены сущность планирования, основные понятия, задачи, методы и  ожидаемые результаты планирования фирмы.

     В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.1

     Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.2

     Рыночное  планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.3

     План - это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

     План  содержит такие этапы, как: цели и  задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль.4

     Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.5

     Основные  экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с  избранной хозяйственной деятельностью  и достаточно полно отражаться как  в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.6

     Рыночное  планирование на предприятии должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции  объединяются в единую комплексную  систему социально-экономического развития предприятия.7

     Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей.8

     В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет  планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого  планирования.9

     Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

     Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки плана.10

     Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое  содержание, требуемую последовательность процедур составления различных  разделов плана и обоснование  его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.11

     Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет  планирования.12

     Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.13

     К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.14

     В планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых  результатов опираются на теоретические  положения и принципы, а также  практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет  стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации  производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.15

     В изучении экономического поведения  производителей и потребителей находят  свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и  принципов на основе сбора и анализа  фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических  принципов, положений, начиная с  уровня теории, которая затем с  помощью фактов подтверждается или  опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических  исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.16

     Плановая  научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с  экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика  предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский  учет, статистика и другие.17

     Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень  достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и  фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной  разработанности применяемых методов  планирования на предприятии.18

Система планов на предприятии

     В данной главе представлены виды планирования, системы планов на предприятии, технологии составления планов, этапы или стадии планирования.

     В хозяйственной практике отечественных  предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.

     Стратегические  – содержат описание стратегических целей предприятия и общие  этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы  формируются на уровне высшего руководства  и являются высшей основой для  формирования тактических планов.

     Тактические – представляют собой детализацию  отдельных этапов стратегического  плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические  планы составляются на уровне руководителей  управлений и являются основой для  формирования оперативных планов.

Информация о работе Сущность планирования. Система планов на предприятии