Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:51, реферат
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Содержание
Введение……………………………………………………………….……..…3
Основная часть………………………………………………………………….5
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…...….5
2. Система планов на предприятии……………………………………..12
3. Принципы и методы планирования………………………………….18
4. Функции и структура плановых служб предприятия…………..…..23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….…29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Основные
понятия. Предмет, метод и задачи планирования…...….5
2. Система
планов на предприятии……………………………………..12
3. Принципы
и методы планирования………………………………….18
4. Функции и
структура плановых служб предприятия…………..…..23
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….…29
Введение
При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний
опыт зарубежных фирм и российских
предприятий показывает, что недооценка
планирования предпринимательской
деятельности в условиях рынка, сведение
его к минимуму, игнорирование
или некомпетентное осуществление
зачастую приводят к большим, ничем
не оправданным экономическим
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.
В
рыночных условиях предприятия широко
используют преимущества планирования
в конкурентной борьбе. Поэтому всякий,
кто всерьез намерен заниматься
предпринимательской
В свое время Питер Дракер сказал: «План – не догма, а руководство к действию…» Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
План
необходим не только крупным и
средним, но и малым предприятиям.
Во всех случаях стратегическое планирование
осуществляется высшим руководством предприятия,
а в разработке годовых и календарных
планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют
все его службы.
Основные понятия. Предмет, методы и задачи планирования
В данной главе изложены сущность планирования, основные понятия, задачи, методы и ожидаемые результаты планирования фирмы.
В
условиях рыночной экономики устойчивость
и успех любого хозяйствующего субъекта
может обеспечить только эффективное
планирование его экономической
деятельности. Планирование функционирует
в таких сферах, как планирование
деятельности отдельной хозяйственной
единицы и планирование хозяйственных
отношений. Планирование, как центральное
звено управления, охватывает систему
принципов, методов, форм и приемов
регулирования рыночного
Сущность
планирования в условиях рыночной экономики
заключается в научном
Рыночное
планирование на предприятии служит
основой современного маркетинга, производственного
менеджмента и в целом всей
экономической системы
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.4
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.5
Основные
экономические, организационные, управленческие
и социальные функции предприятия
должны быть в процессе планирования
его развития тесно связаны с
избранной хозяйственной
Рыночное
планирование на предприятии должно
служить основой организации
и управления производством, являться
нормативной базой для
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.8
В
современном отечественном
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.10
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.11
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.12
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.13
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
В
планировании обоснование принимаемых
решений и прогноз ожидаемых
результатов опираются на теоретические
положения и принципы, а также
практические данные и факты. Теория
планирования использует такое предположение,
что каждое предприятие будет
стремиться к повышению совокупной
прибыли, обоснованию планов предприятия
по выбору вида выпускаемой продукции,
набору требуемой рабочей силы, закупках
необходимых ресурсов для организации
производства определенного количества
товаров и получению
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.16
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.17
Конечным
результатом планирования является
ожидаемый экономический
В данной главе представлены виды планирования, системы планов на предприятии, технологии составления планов, этапы или стадии планирования.
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические – содержат описание стратегических целей предприятия и общие этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы формируются на уровне высшего руководства и являются высшей основой для формирования тактических планов.
Тактические – представляют собой детализацию отдельных этапов стратегического плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические планы составляются на уровне руководителей управлений и являются основой для формирования оперативных планов.
Информация о работе Сущность планирования. Система планов на предприятии