Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:06, реферат
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.
Сущность мотивации трудовой деятельности
Функция мотивации
заключается в том, что она
оказывает влияние на трудовой коллектив
организации в форме
Мотивацию можно
определить по-разному.С одной стороны,
мотивация - это процесс побуждения себя
и других людей к действию, предполагающий
возможность удовлетворения личных потребностей
при достижении целей организации.С другой
стороны, мотивация - это процесс сознательного
выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным
воздействием внешних (стимулы) и внутренних
(мотивы) факторов. В процессе производственной
деятельности мотивация позволяет работникам
удовлетворить свои основные потребности
путем выполнения трудовых обязанностей.Поскольку
нашей целью является обзор процессов
и методологии воздействия руководства
службы управления персоналом на индивидов
для повышения их трудовой заинтересованности,
то простым и точно отражающим сущность
процесса мотивации является первое определение,
предложенное М.Х. Месконом, М. Альбертом,
Ф. Хедоури.То есть мы рассматриваем мотивацию
трудовой деятельности как процесс удовлетворения
работниками своих потребностей и ожиданий
в ходе выполнения выбранной ими работы,
осуществляемый в результате реализации
их целей, согласованных с целями и задачами
организации, и вместе с тем как комплекс
мер, применяемых со стороны субъекта
управления, для повышения эффективности
труда работников.Общепризнанная точка
зрения, что потребность - это ощущение
психологически или физиологически недостатка
чего-либо. Исследователями данной проблемы
установлено, что первичные потребности
представляют собой чувство необходимости
пищи, воды, сна, интимной близости. Вторичные
потребности, более высокого уровня, подразумевают
потребность в успехе, уважении, власти,
привязанности, принадлежности кому-либо.
Давно доказано, что первичные потребности
заложены генетически, вторичные же осознаются
человеком с опытом.Побуждение - это ощущение
недостатка в чем-либо и осознание индивидом
того, какие действия нужно предпринять
для восполнения этого недостатка. Степень
удовлетворения, полученная при достижении
цели, влияет на поведение человека в сходных
обстоятельствах в будущем. Люди стремятся
повторить то поведение, которое ведет
к удовлетворению потребности, избегать
такого, которое ассоциируется с недостаточным
удовлетворением потребности. Поскольку
потребности вызывают у человека стремление
к их удовлетворению, менеджеры должны
создавать такие ситуации, в которых бы
люди чувствовали, что они могут удовлетворить
свои потребности посредством типа поведения,
приводящего к достижению целей организации.Мотив
- это осознанное побуждение к достижению
конкретной цели, понимаемое индивидом
как личностная необходимость. Трудовой
мотив - это та потребность (причина), для
удовлетворения которой работник осуществляет
высокопроизводительную трудовую деятельность.
Мотив труда формируется только в том
случае, когда трудовая деятельность является
если не единственным, то основным условием
получения блага. Большое значение для
формирования мотивов труда имеет оценка
вероятности достижения целей. Если получение
блага не требует особых усилий либо если
благо очень трудно получить, то мотив
труда чаще всего не формируется. Формирование
мотива труда происходит в том случае,
если в распоряжении субъекта управления
имеется необходимый набор благ, соответствующий
социально обусловленным потребностям
человека. Для получения благ требуются
личные трудовые усилия работника. Трудовая
деятельность позволяет работнику получить
эти блага с меньшими материальными и
моральными издержками, чем любые другие
виды деятельности, и приносит ему большее
удовлетворение.В структуру мотива труда
входят: потребность, которую хочет удовлетворить
работник; благо, способное удовлетворить
эту потребность; трудовое действие, необходимое
для получения блага; цена - издержки материального
и морального характера, связанные с осуществлением
трудового действия. Для формирования
трудовой мотивации наибольшую значимость
имеет характер усвоенных индивидуумом
трудовых норм и ценностей, придающих
смысл всей дальнейшей трудовой деятельности,
определяющих образ жизни. В профессиональную
трудовую деятельность человек вступает
с уже сформированным ценностным сознанием.
Он знает, какие интересы хотел бы реализовать
посредством труда.Так формируется второй,
практический, пласт трудового сознания,
обусловленный, с одной стороны, ценностными
ориентациями личности, а с другой - конкретными
обстоятельствами профессиональной трудовой
жизни. Практические требования к работе
обусловливают конкретную мотивацию,
которая, в отличие от ценностного сознания,
определяющего смысл и перспективные
цели трудовой деятельности, предопределяет
в основном выбор путей и способов их реализации.Мотивация
труда является важнейшим фактором результативности
работы, и в этом качестве она составляет
основу трудового потенциала работника,
то есть всей совокупности свойств, влияющих
на производственную деятельность. В целом
трудовой потенциал состоит из психофизиологического
потенциала (способностей и склонностей
человека, его здоровья, работоспособности,
выносливости, типа нервной системы) и
личностного (мотивационного) потенциала.Мотивационный
потенциал играет роль пускового механизма,
определяющего, какие способности и в
какой степени работник будет развивать
и использовать в процессе трудовой деятельности.
Очевидно, что, хотя связь мотивации и
результатов труда опосредована природными
способностями и приобретенными навыками
труда, уже доказано, что именно мотивация
является основным источником результативной
трудовой деятельности личности.Вознаграждение
служит для побуждения людей к эффективной
деятельности. В совокупности с понятием
"мотивация" термин "вознаграждение"
приобретает более широкий смысл, чем
просто "деньги или удовольствия",
с которыми чаще всего это слово ассоциируется.
Вознаграждение - это все, что работник
считает ценным для себя. Но понимание
ценности у каждого из людей специфично,
а следовательно, различаются оценки вознаграждения
и его относительной ценности.Внутреннее
вознаграждение дает сама работа. Это
может быть чувство достижения результата,
содержательности и значимости выполняемой
работы, самоуважения. Дружба между членами
трудового коллектива и просто общение
с коллегами в процессе работы также рассматриваются
как внутреннее вознаграждение. Наиболее
простой способ обеспечения внутреннего
вознаграждения - создание соответствующих
условий работы, вызывающих удовлетворение
от самого процесса труда.Внешнее вознаграждение
дает не сама работа, а субъект управления,
имеющий возможность вознаграждать за
труд. С мотивационной точки зрения внешнее
вознаграждение можно определить как
стимулирование труда.Группа ведущих
мотивов, определяющих поведение работника,
называется мотивационным ядром (комплексом),
которое имеет свою структуру и зависит
от конкретной трудовой ситуации.Мотивы
труда разнообразны. Они различаются по
потребностям, которые человек стремится
удовлетворить посредством трудовой деятельности,
по тем благам, которые требуются человеку
для удовлетворения его потребностей,
по той цене, которую работник готов заплатить
за получение искомых благ. Общим у них
является то, что удовлетворение потребностей
всегда связано с трудовой деятельностью.Можно
выделить несколько групп мотивов труда,
образующих в совокупности единую систему.
Это мотивы содержательности труда, его
общественной полезности, статусные мотивы,
связанные с общественным признанием
плодотворности трудовой деятельности,
мотивы получения материальных благ, а
также мотивы, ориентированные на определенную
интенсивность работы.К социальным мотивам
целесообразно отнести: коллективизм
(потребность быть в коллективе), личное
самоутверждение, мотив самостоятельности,
мотив надежности (стабильности), противоположный
предыдущему мотив приобретения нового
(знаний, вещей), мотив справедливости,
мотив состязательности, генетически
присущий каждому человеку. Рассмотрим
некоторые мотивы данной группы более
подробно.1. Потребность быть в коллективе.
Данный мотив особенно характерен для
восточного (японского) стиля управления
персоналом, где доминируют понятия: групповая
мораль, отсутствие индивидуального соревнования,
корпоративная культура и прочие. Для
работников бывшего СССР данный мотив
до сих пор является существенным фактором
в выборе места работы и ценностных ориентаций.
Потребность работать в хорошем коллективе,
по мнению многих социологов, до сих пор
входит в лидирующую группу трудовых ориентаций
работника.2. Мотив самоутверждения характерен
для многих работников, преимущественно
молодого и среднего возраста, он является
собственно мотивирующим фактором сотрудников
высокой квалификации.3. Мотив самостоятельности
присущ работникам с мотивацией "хозяина",
которые готовы жертвовать стабильностью,
а иногда и более высокими заработками
взамен установки "быть хозяином и самостоятельно
вести свой бизнес".4. Мотив надежности
(стабильности) - это по существу мотив
самостоятельности с противоположным
знаком. Если в первом случае работники
предпочитают риск, активный поиск новых
видов деятельности, то во втором - предпочтение
отдается стабильности бытия и деятельности.
Как показывают социологические исследования,
в основе ностальгии по прошлому у большинства
опрошенных лежит именно стабильность,
существование которой характерно для
прошлой системы.5. Мотив приобретения
нового (знаний, вещей) лежит в основе многих
элементов рыночной экономики. На нем
построена система создания материально-вещественного
мира в экономически развитых странах.
Именно он используется производителями
новых товаров и услуг, а другие мотивы
- порой лишь внешняя оболочка или начинка.6.
Мотив справедливости пронизывает всю
историю развития человеческой цивилизации.
Сколько лет существует человечество,
столько лет идет полемика о том, что справедливо,
а что несправедливо в этом обществе. В
каждом обществе устанавливается свое
понимание справедливости, несоблюдение
которой ведет к демотивации работников,
а порой и к катаклизмам.7. Мотив состязательности
- один из сильнейших мотивов, действующих
во все времена. Определенная степень
выражения состязательности генетически
присуща каждому человеку. Он наиболее
часто применяется в США и Канаде и формулируется
так: "Мы работаем в спортзале". При
реализации этого мотива в стратегии управления
персоналом компании система "норма
труда - оплата труда" заменяется системой
"норма труда - соревнование - оплата
труда", что существенно мотивирует
работников.При этом в специальной литературе
по вопросам управления персоналом и мотивации
трудовой деятельности разделяются понятия
мотивации и стимулирования. Полагаем,
что мотивация направлена на изменение
отношения работника к труду, а стимулирование
- на поддержание заданного уровня производительности
труда, то есть результатом мотивации
будет изменение среды осуществления
трудовой деятельности или местоположения
самого индивида, а результатом стимулирования
- закрепление положения индивида, упрочение
его положения, обеспечение выполнения
им трудовых норм или повышение производительности
труда и качества работы без существенного
изменения его условий труда. Стимулирование
является ориентацией на фактическую
структуру ценностных устремлений и интересов
работника, на более полную реализацию
имеющегося трудового потенциала. И хотя
мотивация и стимулирование дополняют
друг друга, они, как уже упоминалось, противоположны
по направленности: первое ориентировано
на изменение существующего положения;
второе - на его закрепление.Стимулирование
труда является частью процесса мотивации
работников, значение которой для российских
предприятий и организаций в настоящее
время очень велико.Стимулирование выполняет
экономическую, социальную и нравственную
функции.Экономическая функция заключается
в том, что стимулирование труда содействует
повышению эффективности производства,
которое выражается в повышении производительности
труда и качества продукции.Социальная
функция обеспечивается формированием
социальной структуры общества через
различные уровни доходов, которые в значительной
степени зависят от того, как стимулы воздействуют
на различных людей.Нравственная функция
определяется тем, что стимулы к труду
формируют активную жизненную позицию,
высоконравственный климат в обществе.
При этом важно обеспечить правильную
и обоснованную систему стимулов с учетом
традиций и исторического опыта.
Современное содержание
механизма мотивации в его
настоящем виде формировалось постепенно,
исследователи данной проблемы поэтапно
производили прирост знаний в
данной сфере воздействия на индивидов
для повышения эффективности
их трудовой деятельности.
3
Мотивация, рассматриваемая как процесс,
теоретически может быть представлена
в виде шести следующих одна за другой
стадий. Естественно, такое рассмотрение
процесса носит достаточно условный характер,
так как в реальной жизни нет столь чёткого
разграничения стадий и нет обособленных
процессов мотивации. Однако для того,
чтобы понять, как разворачивается процесс
мотивации, какова его логика и составные
части, может быть приемлема и полезна
ниже приведенная модель.
Первая стадия - возникновение
потребностей. Потребность проявляется
в виде того, что человек начинает
ощущать, что ему чего-то не хватает.
Проявляется она в конкретное
время и начинает «требовать»
от человека, чтобы он нашёл возможность
и предпринял какие-то шаги для её
устранения. Потребности могут быть
самыми различными. Условно их можно
разбить на три группы:
* физиологические;
* психологические;
* социальные.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создаёт проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить её: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия- определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность . На данной стадии происходит увязка четырёх моментов:
* что я должен получить, чтобы устранить потребность;
* что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
* в какой мере я могу добиться того, что желаю;
* насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвёртая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счёте должны предоставить ему возможность получения чего-то , чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определённую работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса
мотивации не даёт существенных преимуществ
в управлении этим процессом. Можно
указать на несколько факторов, которые
усложняют и делают неясным процесс
практического развёртывания
Содержательные
теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию,
особенно при определении объёма и содержании
работы. При закладке основ современных
концепций мотивации наибольшее значение
имели работы трёх человек: Абрахама Маслоу,
Фредерика Герцберга и Девида МакКлелланда.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ.Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий:Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надёжной работы с хорошими видами на пенсию. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности ,- это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому - либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности самовыражения- потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу
все эти потребности можно расположить
в виде строгой иерархической структуры,
рис. 2. Этим он хотел показать, что потребности
нижних уровней требуют удовлетворения
и , следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут
сказываться потребности более высоких
уровней. В каждый конкретный момент времени
человек будет стремиться к удовлетворению
той потребности, которая для него является
более важной или сильной. Прежде, чем
потребность следующего уровня станет
наиболее мощным определяющим фактором
в поведении человека, должна быть удовлетворена
потребность низшего уровня. Вот что говорят
в своей трактовке теории Маслоу психологи
Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда
наиболее сильные и приоритетные потребности
удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения
потребности, стоящие в иерархии следом
за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются,
происходит переход на следующую ступень
лестницы факторов, определяющих поведение
человека».Для того, чтобы следующий, более
высокий уровень иерархии потребностей
начал влиять на поведение человека, не
обязательно удовлетворять потребность
более низкого уровня полностью. Таким
образом, иерархические уровни не являются
дискретными ступенями. Например, люди
обычно начинают искать своё место в сообществе
задолго до того, как будут обеспечены
их потребности в безопасности или полностью
удовлетворены их физиологические потребности.Поскольку
с развитием человека, как личности расширяются
его потенциальные возможности, потребность
в самовыражении никогда не может быть
полностью удовлетворена. Поэтому и процесс
мотивации поведения через потребности
бесконечен.
Использование теории Маслоу в управлении.Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Ещё не так давно руководители могли мотивировать подчинённых почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоёванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования ( таких, как Закон о здоровье и безопасности наёмного персонала, 1970), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.В итоге можно сделать вывод, что если Вы руководитель, то Вам нужно тщательно наблюдать за своими подчинёнными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать всё время.
ТЕОРИЯ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЭВИДА
МАККЛЕЛЛАНДА.
Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно даёт много возможности проявить и реализовать её.Потребность успеха так же находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Таким образом, если Вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, Вы должны ставить перед ними задачи с умерреной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может так же обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Информация о работе Сущность мотивации трудовой деятельности