Сущность местного самоуправления

Автор: Елена Овлао, 06 Декабря 2010 в 23:12, реферат

Описание работы

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Содержание

Введение
1. Сущность местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
2.1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
2.2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
2.3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
2.4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
2.5. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
2.6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
2.7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления
2.8. Гласность деятельности местного самоуправления
2.9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления
2.10. Государственная гарантия местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сущность местного самоуправления.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

       Устанавливаемая законом обязанность органов  местного самоуправления обеспечить получение  гражданами полной и достоверной  информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах,  определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

       Гражданам гарантируется возможность получения  полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено  законом. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан местном самоуправлении. Практика показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

       Получая объективную информацию о состоянии  местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в  органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца. 

      2.9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления 

      Становление местного самоуправления в Российской Федерации сопровождалось переходом  от исполкомо-коллегиальной формы  исполнительной власти к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом. Коллегиальное принятие исполнительными комитетами решений часто служило прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. В целях утверждения принципа индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации.

       Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляя  коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности других органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать, как на основе коллегиальности, так и на основе принципа единоначалия. В любом случае они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.

       Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия данными органами решений: это, прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а так же кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений.

       Принцип единоначалия, на основе которого может  быть построена деятельность органов  местного самоуправления, допускает  возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью.  

      2.10. Государственная гарантия местного самоуправления

        

       В Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Российской Федерации.

     Осуществление данного принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

       Конституция Российской Федерации предусматривает  материально-финансовое обеспечение  осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а так же компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

       Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что федеральные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже муниципальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.

       Государство устанавливает ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого  волеизъявления населения, решений  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

       Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит  к компетенции Российской Федерации  и ее субъектов принятие соответственно федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления в целях обеспечения становления и развития местного самоуправления, которая предусматривает следующие основные направления поддержки:

-    формирование правовой основы  местного самоуправления;

- формирование  финансово-экономической основы  местного самоуправления;

-  организационно-методическая  поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;

-  информационная  поддержка и информационное обеспечение  деятельности местного самоуправления;

-  создание  системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

Заключение

      Говоря  о реализации конституционного права  населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление. 

Список  литературы 

  1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. - М., 1997. - №1. - С. 120-125.
 
  1. Местное самоуправление. Политологический подход. Сборник статей. Под ред. В.М.Долгова. - Саратов: Саратовский государственный университет, 1994.
 
  1. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. - М., 1996.
 
  1. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1997.

Информация о работе Сущность местного самоуправления