Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:17, доклад
Дано определение лидерству, характерные черты эффективного лидера, основные подходы к изучение проблем в лидерстве и т.д.
Сущность лидерства
Слово «лидер» многозначно,
переводится с английского
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное
и неформальное лидерство. В
первом случае влияние на
Считается, что идеальным
для лидерства является
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
-достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
-уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство
руководителя признается
- видение ситуации в целом;
-способность к коммуникациям;
-доверие сотрудников;
-гибкость при принятии решений.
Таким образом следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Три основных подхода к изучению проблемы в лидерстве
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?
Подход с позиции личных качеств.
Согласно личностной
теории лидерства, лучшие из
руководителей обладают
Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.
Поведенческие теории лидерства
Важный вклад поведенческого
подхода в теорию лидерства
заключается в том, что он
помог провести анализ и
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х” :
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия,
и они стараются избавиться
от ответственности,
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей
трудиться, необходимо
На основе таких
исходных предположений,
Когда автократ избегает
негативного принуждения, а
Представления демократичного
руководителя о работниках
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены
к организационным целям, они
будут использовать
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Благодаря этим
Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.
Поскольку демократичный
лидер предполагает, что люди
мотивированы потребностями
Исследования Левина.
Возможно, самое раннее
исследование эффективности
Более поздние исследования
не полностью подтвердили
Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке.
РэнсисЛайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям “Х” и “Y” МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория “Х”), до другой - сосредоточенные на человеке (теория “Y”).
РУКОВОДИТЕЛЬ, сосредоточенныЙ НА РАБОТЕ, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе служит Фредерик У. Тейлор. Тейлор строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли квоту, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции.
В противоположность
этому, первейшей заботой
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.
Лидерство в менеджменте.
Посылая воинов в бой, командир двигался впереди. Сначала воины шли за ним неохотно, подгоняемые только чувством долга и не смеющие нарушить приказ. Но постепенно организм переполнялся адреналином, все двигались быстрее и быстрее. Страх уступал место ненависти и возбуждению, личность растворялась в толпе. И вот уже нет человека - маленького, ничтожного, боящегося смерти. Есть только единый организм - бесстрашный, безжалостный, беспощадный. Эту лавину уже не остановить, они будут сражаться, пока на поле брани не останется в живых кто-то один - мы или они...
Времена меняются, а лидерство остается. В бою все очень просто - есть мы, есть они, наше дело правое, за мной в атаку! Но в мирной жизни мы не бьемся насмерть, мы просто живем и работаем. И набор ценностей в менеджменте гораздо шире. Кроме карьеры у всех есть еще семья, друзья, здоровье, хобби, религия. Да и люди все разные, двух одинаковых личностей не бывает. И как в такой сложной среде проявить лидерские качества? Как повести людей за собой?
Покажите людям цель. Они должны видеть, куда идут. Подойдет любой метод. Можно повесить на стене большую схему. Можно разработать детальный план или логичную стратегию. И постоянно напоминать людям о цели. Это очень важно, взгляд нормального человека часто замыливается. Люди увязают в текучке и теряют направление движения. Не давайте им чувствовать себя потерянными. Заодно отфильтруете тех, чьи цели не совпадают с вашими. Лидерство в менеджменте - это прежде всего общая цель!