Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:55, реферат
Кадровая политика организации - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Кадровая политика организации - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Кадровая
политика тесно связана со всеми
областями хозяйственной
Все виды деятельности организации должны способствовать достижению этой цели. Одним из видов деятельности организации является управление персоналом. Из главной цели кадровой политики можно вывести подцели для управления персоналом, например предоставить трудовые ресурсы определенного качества и количества к установленному сроку, на установленный период, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно определить содержание кадровой политики в организации.
Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, индивидуальные цели имеет и каждый работник организации. Если исходить из необходимости соответствия индивидуальных и организационных целей, то можно сформулировать основной принцип кадровой политики. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать предпочтение целям организации. Правильное понимание сущности кадровой политики возможно лишь в том случае, если в полной мере учитывается это обстоятельство. Практика последних лет показывает, что этот принцип соблюдается в организациях все в большей степени.
Кадровая политика организации предсматривает в первую очередь стратегию управления персоналом организации, которая учитывает стратегию деятельности организации. Стратегия управления персоналом предполагает:
- определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
-
формирование идеологии и
-
определение условий для
Стратегия управления персоналом находится в зависимости от стратегии кадровой политики.
Место кадровой политики в политике
организации представлено на рис. 1
Рис.
1 Место и роль кадровой политики в политике
организации
Концепции стратегии
кадровой политики
В настоящее время выделяют три концепции стратегии кадровой политики.
1. Стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.
2.
Стратегия управления
3.
Третья концепция является синтезом двух
предыдущих. Стратегия организации сопоставляется
с имеющимися и потенциальными кадровыми
ресурсами, определяется соответствие
направлениям стратегии кадровой политики.
В результате такого сопоставления может
быть изменена стратегия всей организации
либо – кадровая политика.
Основными направлениями кадровой политики организации являются:
- проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
- планирование потребности организации в персонале;
- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
- организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала;
- подбор и расстановка персонала;
- разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда;
- рационализация затрат на персонал организации;
- разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места;
- разработка программ занятости и социальных программ;
- эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности;
- управление нововведениями в кадровой работе;
- обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала;
- анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов;
- обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда;
- разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
Главной целью службы управления персоналом является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи организации в рыночных условиях. Новая кадровая политика предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации.
Служба управления персоналом организации должна разработать и реализовать следующие мероприятия:
- разработать кадровую политику, концепцию управления персоналом и план реформирования кадровой службы;
- обновить положения о подразделениях кадровой службы;
- провести необходимые перестановки в руководящем составе организации, опираясь на данные внеочередной аттестации (это должно коснуться главных специалистов, руководителей функциональных и производственных подразделений, бригадиров);
- перейти на контрактную систему найма;
- ввести новые методы подбора, отбора и оценки персонала;
- внедрить систему планирования деловой карьеры и служеб-но-профессионального продвижения персонала, ротацию кадров;
- разработать программы профориентации и адаптации персонала;
- разработать новую систему стимулирования и трудовой мотивации;
- разработать меры по управлению трудовой дисциплиной;
- создать информационную систему по законодательству;
- компьютеризировать работу службы управления персоналом;
- создать службу безопасности организации, если ее нет;
- разработать систему разрешения конфликтов в коллективе и др.
Для
реализации этих мероприятий и поддержания
эффективной работы в дальнейшем
необходимо усовершенствовать
Важнейшие
принципы отдельных направлений
кадровой политики организации и
их характеристика приведены в табл.
1
Таблица 1 Характеристика важнейших принципов отдельных направлений кадровой политики организации
Направления | Принципы | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
1. Управление персоналом организации | Принцип одинаковой необходимости досижения индивидуальных и организационных целей (основной) | Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации |
2. Подбор и расстановка персонала | Принцип соответствия
Принцип профессиональной компетенции Принцип практических достижений Принцип индивидуальности |
Соответствие объема
заданий, полномочий и ответственности
возможностям человека
Уровень знаний, соответствующий требованиям должности Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных) Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль руководства |
3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности | Принцип конкурсности
Принцип ротации Принцип индивидуальной подготовки Принцип проверки делом Принцип соответствия должности Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей |
Отбор кандидатов
на конкурсной основе
Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе Эффективная стажировка на руководящих должностях Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п. |
1 | 2 | 3 |
4. Оценка и аттестация персонала | Принцип отбора
показателей оценки
Принцип оценки квалификации Принцип оценки осуществления заданий |
Система показателей,
учитывающих цель оценок, критерии оценок,
частоту оценок
Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности Оценка результатов деятельности |
5. Развитие персонала | Принцип повышения
квалификации
Принцип самовыражения Принцип саморазвития |
Необходимость
периодичного пересмотра должностных
инструкций для постоянного развития
персонала
Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения Способность и возможность само-развития |
6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда | Принцип соответствия
оплаты труда объему и сложности выполняемой
работы
Принцип равномерного сочетания стимулов и санкций Принцип мотивации |
Эффективная система
оплаты труда
Конкретность описания задач, обязанностей и показателей Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда |