Сущность и содержание менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в государственной экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды менеджмента………………………………………………………7
2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента……………….12
3. Содержание менеджмента…………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………….30
Библиографический список…………………………

Работа содержит 1 файл

menedzhment.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Таким  образом,  термин  “менеджмент“  употребляется  применительно  к  управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей используются  иные  термины.

     Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

     Вышеизложенные  определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы  деятельности,  которая  составляет  содержание менеджмента,  а  также  выделить  его отдельные  виды:

      1. Производственный менеджмент - это  комплексная система обеспечения конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она включает  вопросы построения  производственных  и организационных структур,  выбора  организационно – правовой  формы управления  производством,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими  стадиями  жизненного  цикла. 

      2. Финансовый менеджмент  - это комплексная система устойчивости,  надежности  и эффективности управления  финансами.  Она включает  формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением  научных  подходов   и  принципов менеджмента,  баланса  доходов  и  расходов,  показателей  эффективности  использования  ресурсов,  рентабельности  работы  и   товаров.

      3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления  инвестициями,  вкладываемыми собственниками  в развитие  всех  видов инноваций.  Она включает  построение  организационных структур,  выбор направлений инноваций,  оптимизацию инвестиций,  разные  аспекты  управления  персоналом.

      Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются  другие  виды:

  • менеджмент  социальной  сферы;
  • банковский менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • организационный менеджмент;
  • международный менеджмент;
  • кадровый и  др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность, задачи, функции,  методы и принципы  менеджмента

      Сущность  любого явления – это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

     Задачами  менеджмента  как  науки  являются  разработка,  экспериментальная  проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и  методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и  эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска  конкурентоспособного   товара.

Безусловно, конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного  управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем  рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая  управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической  базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является  организация  производства  товаров  и  услуг с учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся ресурсов. При этом  к задачам менеджмента также относятся:

  • переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;
  • стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;
  • определение  необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;
  • разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация;
  • определение  конкретных  целей  развития  организации;
  • постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;
  • выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;
  • осуществление  контроля за эффективностью деятельности  организации,  за  выполнением  поставленных  задач.

      Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые,  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке.

      Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических  методов  позволили  многие  качественные  решения  задач  дополнить  или  заменить  точными  количественными  оценками   или  решениями,  а  развитие  средств  вычислительной  техники  и  коммуникаций  способствовало  повышению  эффективности  управления.  Многие  задачи,  которые ранее не  могли решаться  в реальном  или допустимом  масштабе  времени из-за  трудоемкости  расчетов,  стали повседневной  реальностью.

     Цели  и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для  определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

     - планирование;

     - организовывание;

     - мотивация;

     - контроль;

     - координация.

     Рассмотрим  содержание каждой функции менеджмента.

     Функцией  менеджмента «номер один» общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

     План  становится основой деятельности предприятий  всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.

     Сам процесс планирования позволяет  более четко формулировать целевые  установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование – это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

     Органической  составной частью планирования при  этом становиться составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

     Реализацию  планов берут на себя другие функции  и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

     В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий  для  достижения запланированных  целей, часто это требует перестройки  структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

     Для многих организаций и (прежде всего  государственных) эта задача является новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые  структуры управления, разрабатываемые централизованно для различных отраслей. Поскольку они были жестко связаны со штатным расписанием, то не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии собственными потребностями. Анализ изменений показывает, что многие организации отходят от функционального принципа построения структур, сокращают так называемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют полномочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.

     Второй, не менее важной задачей данной функции  является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно – техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное – это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

     При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента – мотивацию.

     «Мотивация  – это деятельность, имеющая целью  активизировать людей, работающих в  организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого  осуществляется их экономическое и  моральное стимулирование, обогащается  само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития».4

     Систематическое изучение мотивации с психологической  точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

     Различные теории мотивации разделяют на две  категории: содержательные и процессуальные.

     Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

     Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

     Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к  действию.

     Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек  считает для себя ценным. Менеджеры  используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство  успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

     Содержательные  теории мотивации.

     Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

     Согласно  теории Маслоу пять основных типов  потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.

     Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полная, МакКлелланд  дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.

     Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента