Сущность и роль НТП в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.
Цель курсовой заключается во всестороннем рассмотрении HТП, его направлениях и выявлении прогнозов развития.

Работа содержит 1 файл

Сущность и роль НТП в развитии экономики.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

В ряде других отраслей, таких  как кораблестроение, сельскохозяйственная техника, для России тоже могут существовать интересные возможности, чтобы обеспечить инновационное преимущество. На самом  деле чиновникам в России следует  забыть ложное представление, что инновации  эквивалентны высоким технологиям. Разумеется, и эти сектора включают высокотехнологичные составляющие, но ключевой является необходимость  инновационных решений. Решение  покупателей приобрести тот или  иной товар определяет не то, насколько  использовались результаты R&D, а способность  данного продукта удовлетворять  их потребности.

Авторы Дежина и Пелтола  сделали вывод, что «усвоение  международного опыта стало важной составляющей государственной инновационной  политики» в России. Тем не менее, есть существенные проблемы в отношении  самих россиян и российских компаний к международной кооперации. Консервативные инвесторы не готовы к кооперации в России, хотя инноваторы должны ориентироваться на международный уровень. Проблема также в том, что патенты часто действуют только в России, поскольку инновационные продукты не нацелены на мировой рынок. При наличии большого внутреннего рынка, во всяком случае, в отдельных продуктовых категориях, компании не стремятся за рубеж.

Таким образом, есть очевидная  необходимость в осознании международного аспекта инновационной системы  в России и повышения ее функциональности через налаживание контактов. Новое  поколение современной молодежи, ориентированной на международный  уровень, может, однако, обеспечить стабильное движение к формированию инновационного общества.

Несмотря на вышеупомянутые сложности, некоторые российские компании вступили в партнерство с иностранными компаниями в самых разных формах (таких, как совместное предприятие, кооперация в сфере исследований, совместные исследовательские проекты), чтобы получить доступ к новейшим технологиям, также как и управленческий и маркетинговый опыт. В то же время российские исследовательские  организации очень активно привлекают иностранную поддержку и исследовательские  контракты. В дополнение к американским и европейским правительственным  и неправительственным программам в поддержку некоммерческой деятельности в сфере исследований и разработок в России, растет число западных компаний, заказывающих российским институтам исследования коммерческого характера. На долю зарубежного финансирования приходится до 10% всего объема расходов на R&D в России. Первостепенные источники  иностранного финансирования — ЕС и США, а также некоторые азиатские  страны, такие как Китай, Япония, Южная Корея. «Роснано» также  осознает необходимость международного сотрудничества, особенно они стремятся  сотрудничать с американскими венчурными фондами.

Институциональное развитие не поддерживает сотрудничество с международными партнерами. Например, патентная система  не связана с западными системами, и российские компании пока не готовы подавать заявки на международные патенты. Российские компании, однако, могли  бы начать сотрудничать с иностранными партнерами, чтобы это помогало им преуспеть на международном рынке. Это может также помочь им привлечь капитал на разработку продукта от национальных и наднациональных  фондов. Финансирование также стало  доступно в России после создания госфондов, развития сферы бизнес-ангелов  и венчурных фондов, но отсутствие сотрудничества и доверия осложняет  их работу.

Например, сотрудничество с  зарубежными компаниями налицо в  секторе сельскохозяйственной техники. John Deere, крупнейшая в мире компания по производству сельхозоборудования, в  июле объявила, что за период с 2009 по 2015 годы инвестирует 500 млн долларов в новые совместные проекты и  инновационные технологии

Сказывается явная нехватка экономических стимулов, что обусловливает  в результате недостаточный уровень  инвестиций в экономике. Поскольку  никто не инвестирует в Россию, нет и инвестиций в инновации. Это отчасти связано с недостаточной  конкуренцией на российском рынке, поскольку  внутренних производителей защищает государство. «Роснано» по сути единственный пример инстанции, инвестирующей в новый  бизнес. До определенной степени осуществляются инвестиции в традиционные сектора  экономики, например, в молочную отрасль, но это, вероятно, не поможет диверсифицировать  экономику страны в более широком  масштабе.

За последние несколько  лет государственные предприятия  получили большее влияние, были определенные признаки ренационализации в российской экономике.

Возрастающая роль госпредприятий несет в себе определенные проблемы, поскольку госфинансирование часто  вытесняет частные инвестиции. Доступные  государственные ресурсы должны подстегивать финансирование в частном  секторе, но в России это, по-видимому, не так. Это составляет проблему, поскольку  государственные источники в  стране доминируют в структуре инвестиций в исследования и разработки. Во время кризиса доля федерального финансирования инноваций еще и  выросла. Можно упомянуть еще  один известный факт, что госпредприятия не проводят инноваций, и Россия в  этом не исключение.

Тогда как рыночный механизм действует в направлении ресурсной  зависимости и низкой конкурентоспособности  России, государственное вмешательство  становится важным средством борьбы с этой проблемой. Проблема в России состоит в том, что развитие инновационной  среды рассматривается как бюрократическая  задача. Кроме того, инновациям и  развитию препятствуют общее недоверие, коррупция и бюрократия.

Специальные экономические  зоны являются хорошими примерами мер  инновационно-технологической политики как бюрократической задачи. Компании привлекают к вступлению в такую  СЭЗ на условиях государственного финансирования, а не ввиду добавленной стоимости, которую в оптимальном случае такие зоны могут обеспечить. В  инновационно-технологичных СЭЗ  преимущества в основном сконцентрированы в производственной сфере. Снижение стоимости энергии и таможенных расходов, а также выигрыш в  налогообложении прибыли едва ли являются реальной помощью для технологичных  компаний малого и среднего бизнеса. При этом массовое производство в  этих зонах даже запрещено, оно должно быть налажено в другом месте.

Необходимы и технопарки, предлагающие бизнес-услуги, но проблема в том, что такие технопарки с  современным уровнем обслуживания часто становятся слишком дорогими для компаний. Решение не в том, чтобы поддерживать поставщиков бизнес-услуг напрямую — и увеличивать государственное участие — но в том, чтобы поддерживать малый бизнес, (давая возможность компаниям) приобретать профессиональные услуги.

Дальнейшее развитие исследований, связанных с космосом, влечет за собой открытие новых закономерностей в астрономии, геологии, химии. В области медицины также возникают потребности изучения функций организма в непривычных условиях. Создается новая сфера — космическая медицина, В этот период гармонично прослеживается общий подъем научно-технического потенциала.

Сказанное выше позволяет  выделить значительные резервы повышения эффективности развития конверсируемых ныне сфер.

Государственная поддержка  инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

· финансирование научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, связанных с инновационной  деятельностью; 
· финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

· финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

· инвестирование средств  в создание и развитие субъектов  инфраструктуры инновационной деятельности;

· размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной  в результате инновационной деятельности;

· предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

· поручительство перед российскими  и иностранными кредиторами и  инвесторами по обязательствам субъектов  инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности.;

· тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности  высокотехнологичной продукции  российских производителей по отношению  к аналогичной продукции иностранных  производителей, производство которой поддерживается соответствующими государствами;

· предоставление льгот субъектам  инновационной деятельности и субъектам  инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Российской Федерации  в соответствии с законодательством РФ;

· предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.[6]

В России созданы предпосылки  реализации инновационной политики на новом уровне. К их числу можно  отнести следующие факторы: 
1. Начался процесс консолидации российской промышленности в виде формирования вертикально-интегрированных бизнес-групп, способных конкурировать на мировых рынках с крупнейшими транснациональными корпорациями. 
2. Доходы от экспорта сырья начали перераспределяться внутри страны в реальный сектор экономики, в отрасли промышленности, способные стать локомотивом развития экономики в целом (автомобильная, авиационная промышленность). 
3. Национальная экономика демонстрирует устойчивые темпы роста, что позволяет выделять дополнительные средства на развитие науки и фундаментальных исследований. 
4. На уровне государственной политики сферы образования и развития фундаментальной и прикладной науки находят поддержку в виде принятия

 
5. Государство вплотную занялось реформой системы образования, имея в виду создание условий для подготовки квалифицированных специалистов для инновационной экономики. 
 
Подводя итоги, можно сказать, что государство постепенно приходит к пониманию своей роли в становлении инновационной экономики, формирует основания для перехода к новому уровню развития инновационной деятельности[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.

Говорить об этом процессе начали с конца XIX - начала XX в. в связи  с укреплением взаимосвязи развития крупного машинного производства с  наукой и техникой.

Вступление человечества в новое тысячелетие дало импульс  к разработке большого количества научных  прогнозов, авторы которых пытаются предсказать траекторию инновационного развития экономики будущего. При  этом они ставят перед собой самые  различные цели (например, построение глобальных прогнозов развития человечества, прогнозов технологических нововведений в масштабах отдельно взятой отрасли, национальной инновационной системы, сферы интересов промышленной компании и т.д.). Исследователи отталкиваются  от различных исходных гипотез, ориентируются  на различные прогнозные горизонты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и даже сверхдолгосрочные), используют самые различные методологические подходы (от простой экстраполяции  тенденций до строго формализованных  многоэтапных процедур опроса сотен  и даже тысяч экспертов).

Основные направления:

- Роботы, робототехника 

-химизация

-нанотехнологии.

Существуют и другие прогрессивные  технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство - более высокая производительность и экономичность. 
НТП выступает как материальная основа формирования эффективной отраслевой структуры производства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Маховикова Г.А. Ефимова  Н.Ф.Инновационный менеджмент.М.: Издательство  Юрайт, 2011.-131с. 

2. Мельников В.Н научная статья «Пути стимулирования НТП»

3.Инновации №2 (148), 2011

4.Старостин А.Ю. Научно-технический прогресс и эффективность накопления//Молодой ученый. журнал – 2011. - №7

 

5. Рождественская А.В №9 2002 «Роль государства в развитии инновационной деятельности в Росиии

 
 
 

6. Кресс В.М., Грачев В.А., Фетисов В.П. №3. 2007. №Законодательное обеспечение инновационной деятельности»

7.www.innov.etu.ru

8.www.ereport.ru

9.www.kylbakov.ru

 


Информация о работе Сущность и роль НТП в развитии экономики