Сущность и разработка стратегического управления. Система стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:


выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;

создание центров руководства каждой стратегической целью;

оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

19. Сущность и разработка  стратегического  управления. Система  стратегического  управления.

Система стратегического  управления

Система стратегического  управления, получившая развитие на современном  этапе, предусматривает: 

выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;

создание центров  руководства каждой стратегической целью;

оценку и стимулирование производственных подразделений и  их руководителей по степени достижения стратегических целей. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

разработка стратегических целей компании;

оценка ее возможностей и ресурсов;

анализ тенденций  в области маркетинга;

оценка альтернативных путей деятельности;

определение стратегии  на перспективу;

подготовка детальных  оперативных планов, программ и бюджетов;

оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев  с учетом намеченных целей и планов. В процессе разработки стратегии производится:

оценка потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для  достижения общих целей;

анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;

анализ внешних  факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;

оценка альтернативных направлений деятельности фирмы  и выбор оптимальных вариантов  для достижения поставленных целей;

принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.  
 

Сущность  и разработка стратегического  управления.

Сущность  стратегического  управления

Термин <стратегическое управление> был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. 

Можно указать  на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как <процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям>. По Хиггенсу, <стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением> (Higgens, p. 3), Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление <как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации> (Pearce and Robinson, p. 6). Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от <обычного> управления. 

Этапы развития стратегического подхода 

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее. 

Стратегичность  управления 50-60-х гг. - это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации. 

В 70-е гг. существенно  изменился смысл стратегического  выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов. 

В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде. 

Определение 

Для того чтобы  дать развернутое определение стратегического  управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией. 

Сравнение оперативного и стратегического управления 
 

Характеристика  Оперативное управление  Стратегическое  управление
Миссия, предназначение  Призводство товаров  и услуг с целью получения  дохода от их реализации.       Выживание организации в долгосрочной перспективе  посредством установления динамичного  баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.
Объект  концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более  эффективного использования ресурсов.        Взгляд  вовне организации, поиск новых  возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Учет  фактора времени  Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу. Ориентация  на долгосрочную перспективу.
Основа  построения системы управления        Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология. Люди, системы  информационного обеспечения, рынок.
Подход  к управлению персоналом  Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и  функций.  Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия. 
Критерии  эффективности управления  Прибыльность  и рациональность использование  производственного потенциала.  Своевременность и точность реакция организации  на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.

Обобщая рассмотренные  особенности стратегического управления и приведенные определения, будем  понимать стратегическое управление следующим  образом. 

Стратегическое  управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. 

Проявления нестратегического  управления 

В настоящее  время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах. 

Во-первых, организации  планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем  не будет происходить качественных изменений. Попытки составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо же попытки найти в исходный период решение на многие годы вперед, желание строить <на века> или приобретать <на долгие годы> - все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы - очень важная составляющая стратегического управления. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед. 

Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь  поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение  будет изменяться и условия жизни  организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. 

Во-вторых, при  нестратегическом управлении выработка  программы действий начинается с  анализа внутренних возможностей и  ресурсов организации. При таком  подходе очень часто оказывается, что организация не в состоянии  достичь своих целей, так как  их достижение принципиально зависит от возможностей, желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей - это какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегического управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность стратегического  управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?

Каким способом достичь желаемого результата?

Для решения  первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными  для анализа прошлых, настоящих  и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое  управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

Информация о работе Сущность и разработка стратегического управления. Система стратегического управления