Сущность и принципы планирования как функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность функции планирования в организации. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы: рассмотреть содержание и принципы планирования; изучить типы планов; характеризовать процесс бизнес-планирования на предприятии.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы. Первый раздел посвящен раскрытию сущности функции планирования в организации.

Работа содержит 1 файл

Планирование является главной функцией управления любым предприятием.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
    • долгосрочное планирование;
    • среднесрочное планирование;
    • краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

       Долгосрочное  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.

       Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.

       Краткосрочное (текущее)  планирование  заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.

       Однако  каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного  стратегических планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.

       Реализация  среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз  продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.

       Различают три типа текущих планов:

    • функциональные планы – необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;
    • единовременные планы – обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;
    • стабильные планы – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде.

       В зависимости от видов хозяйственной  деятельности разрабатываются планы:

       1. научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);

       2. производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);

       3. продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);

       4. выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);

       5. материально-технического обеспечения производства (план МТО); 

       6. осуществления инвестиций (план капитальных вложений); 

       7. план технического перевооружения и другие планы.

       В зависимости от организационной  структуры предприятия (уровня планирования) различают планы:

       организации (предприятия) в целом;

       производственного отделения;

       дочерней  компании;

       структурного  подразделения и т.д.

       Таким образом, существует множество типов  планов. Каждый из них имеет свою специфику – по составу задач, характеру ориентиров и т.д. 

  1. Процесс бизнес-планирования на предприятии

       Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

       Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.

       Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть.

       Бизнес-план является целевым, программным документом, который представляет собой систему: расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей и описание мер и действий.

       Бизнес- план выполняет определенные функции:

    • обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;
    • планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;
    • привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.
 

       В бизнес-плане должны быть показаны условия возврата вложенных средств. Он должен внушить доверие относительно надёжности компании, способности управленческого персонала эффективно использовать имеющейся капитал.

       В практике планирования выделяют несколько  типов бизнес-планов, в зависимости  от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

       1. Производственный бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде; для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

       2. Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологий, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

       3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.  Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия;

       4. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

       Структура бизнес-плана в целом, однотипна  как для отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются лишь по расположению разделов и форме их предприятия.

       Распространенные  на предприятия формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: титульный  лист, резюме (2- 3 страницы), меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг, стратегию маркетинга, инвестиционный,  производственный,  организационный и  финансовый планы, стратегию (схему) финансирования, оценку, анализ рисков и страхование, выводы и приложения.

       При оценке эффективности бизнес-планов различают:

    • коммерческую или финансовую эффективность;
    • бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование республиканского и местного бюджета;
    • социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.
 

       То  есть, бизнес-план – это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики – бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д.

       Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

       Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных  нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:

    • цели бизнес-плана;
    • характеристика сути предлагаемого проекта;
    • описание предприятия;
    • описание продукции и услуг;
    • оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);
    • потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;
    • систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
 

       Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

       В специальной литературе можно найти  детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.

       Принципиально важным с точки зрения полноты  охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре  всего планового документа и  внутренней структуре его разделов.

         В заключении следует повторить,  что бизнес-план необходим для  определения жизнеспособности фирмы  в условиях конкуренции, для  управления ее развитием и  повышением конкурентоспособности,  для определения деловых партнеров,  снижения предпринимательского риска. 

       Заключение 

       Планирование  обеспечивает достижение выбранных  целей путем использования имеющихся  преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации  является формулировка целей и определение  конкретных действий, обеспечивающих их  реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления