Сущность и характерные черты современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:27, лекция

Описание работы

Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал.

Работа содержит 1 файл

Тема 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.docx

— 27.46 Кб (Скачать)

Тема 1 Сущность   и   характерные   черты современного менеджмента

 

Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

Менеджмент можно рассматривать  с различных позиций:

  • как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.;
  • как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.

Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели.

Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным пилам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации, и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени.

Задачи менеджмента  включают:

  • эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
  • привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
  • эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
  • формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
  • организацию контроля за эффективностью деятельности организации.

Субъекты и объекты  менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.

Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т.д.

Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией. В их состав входят:

  • сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
  • целенаправленность;
  • последовательность;
  • непрерывность;
  • взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
  • концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
  • обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
  • состязательность участников управления;
  • предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.

 

Литература: Загородников «Краткий курс по менеджменту» - стр. 6-8

 

Основные  школы управления. Школа научного управления.

 

Ф. Тейлором (1856-1915) заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы  и соединить воедино работу и  человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф.Тейлора:

  • разработка методологических основ нормирования труда;
  • стандартизация рабочий операции;
  • внедрение в практику научных подходов подбора;
  • расстановка и стимулирование труда рабочих.

Ф. и Л. Джилберты - провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хрономегражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Разновидностью классической школы управления является "административная школа", которая занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

А. Файоль (1841-1925) - разделил весь процесс управления на пять основных функций:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. подбор и расстановка кадров;
  4. руководство (мотивация);
  5. контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие  организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему  взаимосвязей, серию непрерывных  взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем  принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки  управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа").

Суть принципов управления:

  • разделение труда;
  • авторитет и ответственность власти;
  • дисциплина;
  • единство руководства;
  • единство распорядительства;
  • подчинение частного интереса общему;
  • вознаграждение за труд;
  • баланс между централизацией и децентрализацией;
  • координация менеджеров одного уровня;
  • порядок; справедливость;
  • доброта и порядочность;
  • устойчивость персонала;
  • инициатива.

М. Блюмфилд, разработавший  концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебер, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта "классической школы" (научной и административной): существует только один способ достижения эффективности производства.

Цель классических менеджеров: обнаружить этот совершенный и единственно  приемлемый метод управления.

"Классическая школа" - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.

Определенный прорыв в  области менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг.

Основа: достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

Поэтому в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его  задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится  о людях. Поэтому вполне разумно  тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.

Родоначальником "школы  человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему  научному движению. Это связано с  тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о  людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит  в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Из других ученых этого  направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства  и разработавшую теорию лидерства.

Большой вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 40-60-е гг., когда учеными-бихевиористами (от англ, behaviour - поведение) было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из них является иерархическая  теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

  1. физиологические;
  2. в безопасности своего существования;
  3. социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
  4. престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);
  5. в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей и личном росте.

Не менее популярно  в школе "человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:

теория Х - средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория Y — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Модифицированный вариант  учения Д. Макгрегора представлен Р.Блейком в виде управленческой решетки ГРИД.

1960 г. по настоящее время. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились  такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента