Сущность и функции планирования в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

1.1 Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь
1.3 Принципы и методы планирования
1.4 Функции и структура плановых служб предприятия
Контрольные вопросы
Тестовые задания для самоконтроля

Работа содержит 1 файл

Тема 1 Сущность и функции планирования в управлении2.docx

— 74.63 Кб (Скачать)

   Руководство планово-экономических служб предприятий  осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной  плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие  в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических  целей, создании необходимой нормативной  базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

   В планировании своей деятельности участвуют  все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических  служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

   Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные  планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических  служб на крупных предприятиях могут  быть названы последовательные структурные  звенья: генеральный директор > главный  экономист > планово-экономическое  управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать  решения и давать руководящие  указания предоставляется применительно  к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

   При линейно-функциональной структуре  управления по каждому уровню формируется  состав служб, пронизывающий все  предприятие "сверху донизу" (рис.1.1).

Рисунок 1.1- Линейно-функциональная структура  управления предприятием

   В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных  структур, в которые органично  должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых  определяется стратегическими задачами предприятия.

   На  крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся  между многими исполнителями  на определенные функции, этапы и  сроки.

  • Центральный плановый отдел формирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.
  • Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
  • Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
  • Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.
  • Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
  • Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
  • Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.
  • Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
  • Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.
  • Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.
  • Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.
  • Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).

   Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики? Какой круг проблем оно решает?
  2. В чем заключается сущность планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?
  3. Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?
  4. Каким основным требованиям должен соответствовать план? Что означает гибкость плана?
  5. Что служит предметом планирования? Что является объектом планирования?
  6. Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?
  7. Какие виды планирования применяются на предприятиях?
  8. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?
  9. Какие существуют принципы планирования? Что означают сформулированные Р.Л. Акоффом принципы участия и холизма?
  10. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования? С чего начинается и чем завершается планирование?
  11. Какие методы планирования могут применяться на предприятии? В чем заключается нормативный метод?
  12. Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?

Информация о работе Сущность и функции планирования в управлении