Сущность и функции институтов в различных направлениях современного институционализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:58, реферат

Описание работы

Теория институтов и институциональной эволюции — одно из наиболее популярных направлений исследований в современной экономической науке.
В последнее десятилетие термин институт стал одним из самых употребительных: им оперируют и ученые, и журналисты, и обыватели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность института…………………………………………4
2. Функции институтов…………………………………………………….8
2.1. Координация………………………………………………………… ...9
2.2. Кооперация……………………………………………………………..10
2.3. Распределение издержек и выгод……………………………………..10
2.4. Рамочное регулирование………………………………………………13
2.5.Обеспечение предсказуемости и стабильности……………………....13
2.6. Обеспечение свободы и безопасности………………………………..13
2.7. Минимизация затрат на обеспечение сделок………………………...14
2.8. Передача знаний………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

реферат инст. эконом.docx

— 35.04 Кб (Скачать)

     По  типу правил, лежащих в основе деятельности конкретных институтов, можно выделить три главных функции институтов:

     -функции координации;

     -функции кооперации;

     -функции распределения издержек и выгод. 

2.1. Координация. 

     Институты, которые призваны решать координационные  проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения  доступа к ней всех потенциальных  участников отношений. Если один из субъектов  знает, как должно вести себя при  определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки.

     Типичный  пример – правила дорожного движения: водитель, не знающий их, при пересечении  его пути с главной дорогой  может попытаться проехать, не пропустив  поперечно идущий транспорт, что, в  свою очередь, может привести к столкновению автомобилей. Что касается системы  принуждения, то она этим институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т.е. это институты  самоподдерживающиеся. 

2.2. Кооперация. 

     Конечно, реальные институты достаточно часто  направлены на решение проблем координации  и кооперации в совокупности. Скажем, во многих ситуациях правила дорожного  движения не только помогают разъехаться  на узкой дороге, но и ограничивают скорость на отдельных участках дороги. Пример института, который способствует кооперации участников экономических  отношений, – контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность так, чтобы  избежать социально неэффективных  результатов. В данном случае без  принуждения не обойтись. 

2.3.Распределение издержек и выгод. 

     Обеспечив принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений, институт тем самым закрепляет неравенство (или равенство) между ними. Заметим, что лишь в редких случаях участникам отношений безразлично, какое именно равновесие установится в координационной игре. Обычно их предпочтения различны.

     Важно подчеркнуть, что на распределение  ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых  непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или  правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо  не касаются этих вопросов. Например, установление сложных правил выдачи лицензий на занятие определенными видами предпринимательской  деятельности может существенно  сократить приток в нее начинающих предпринимателей, снизить уровень  конкурентности соответствующего рынка, повысить цены на торгуемое на нем благо и в конечном счете перераспределить денежные средства покупателей.

     Среди институтов, которые решают проблемы дележа и распределения, особый интерес  представляют аукционы (торги). Обычно они проводятся по четким, заранее  оговоренным правилам, обязательным для всех участников, являя тем  самым редкий пример взаимодействий в рамках намеренно создаваемых  правил. От этого, в конечном счете, зависит эффективность аукционов.

     Некоторые институты ставят одних игроков  в более выгодное положение по сравнению с другими. В силу этого  в обществе возникает группа, которая  стремится такой институт сохранить, и группа, которая стремится его  реформировать. Кто победит в  этой борьбе, определяется не только и  не столько эффективностью данного  института, сколько переговорной силой  противоборствующих сторон.

     Кроме разнообразных специфических распределительных  последствий любой институт характеризуется  и некоторым общим, «типовым»  распределительным эффектом: ограничивая  множество возможных способов действий, он либо непосредственно переключает ресурсы на их разрешенное подмножество, либо как минимум увеличивает издержки осуществления запрещенных способов действий, за счет включения в их состав ожидаемого ущерба от применения наказания (санкций) к нарушителю правила.

     Масштабы  распределительных последствий  действия института могут варьировать  в очень широких пределах, причем связь этих масштабов с содержанием  нормы, с ее « близостью» к процессам  функционирования экономики, далеко не прямая.

     Например, обсуждавшиеся зимой 2001–2002 гг. изменения правил русского языка могли, в случае их принятия, принести серьезный экономический ущерб, породив значительные дополнительные издержки у практически всех экономических агентов, отвлекая их ресурсы на изучение новых правил, перепечатку сводов законов, официальных бланков, текстов инструкций и т.п., обрекая выпускников средних школ на переучивание выученных правил, отвлекая их внимание от других предметов, требуя перепечатки всех учебников, изданий классиков литературы, а существовавший в СССР запрет на предпринимательскую деятельность, с одной стороны, перераспределял предпринимательскую инициативу в теневую составляющую экономики, с другой стороны, переключал ее в сферу управленческой деятельности, существенно видоизменив всю структуру предпочтений на рынке труда.

     К функциям, характеризующим деятельность институциональной среды можно  отнести: рамочное регулирование; обеспечение  предсказуемости и стабильности; обеспечение свободы и безопасности; минимизацию затрат на обеспечение  сделок; переду знаний. 
 

2.4. Рамочное регулирование. 

     Как отмечалось ранее, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют  функцию ограничений в задачах  принятия экономических решений. Это  позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации. Координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой  действуют экономические агенты. 

2.5. Обеспечение предсказуемости и стабильности. 

     Институты выполняют важнейшую задачу –  обеспечивают предсказуемость результатов  определенной совокупности действий (социальной реакции на эти действия) и таким  образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Действительно, если правила строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение. 

2.6. Обеспечение свободы и безопасности. 

     Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что  исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение. 

2.7. Минимизация затрат на обеспечение сделок. 

В интересах  участников экономических отношений  минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить  им эту задачу. Кроме того, институты  способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками.

Характерным примером является институт бумажных денег, который  полностью основан на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной  ценности, и граждане пользуются ими  до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено. А при его утрате (как, скажем, это произошло в России в начале 1990-х гг.) граждане переходят на неденежные отношения – отношения бартера. Такие отношения связаны с большими издержками, ибо приходится долго искать нужного партнера. Но если в деньги никто не верит, бартер неизбежен.

Другой пример – институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом  оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга  и контроля за его деятельностью. 

2.8.Передача знаний. 

     Передача  знаний происходит путем формального  или неформального обучения правилам.

     Пример  формального обучения правилам –  институт высшего образования, чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ТПУ и т.п.).

     Пример  неформального обучения правилам –  институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе). Институты наследуются  либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого  организации (например, вуза), либо непосредственно  в процессе деятельности (например, фирмы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, имеется множество определений  понятия «институт».

Различные авторы делают акцент на отдельных признаках  или на тех отдельных формах, в  которым данные признаки доступны нашему наблюдению (существуют в действительности).

     Институт  представляет собой общественный феномен, источник происхождения, содержание и  результат действия которого - социальное взаимодействие между людьми или  общественный характер хозяйственной  деятельности.

     Институты это определенный общественный механизм, представляющий собой определенную совокупность действий одних людей, направленные на поведение других, принуждающие последних к определенному  типу поведению и имеющие своим  результатом определенную устойчивую социальную структуру или организацию.

     Содержание  этого механизма воздействия  на поведение включает в себя, в  качестве своих общих элементов, во-первых, правило, как желаемую нормативную  модель поведения и, во-вторых, механизм контроля за выполнением и соблюдений указанного правила.

     В зависимости от источников происхождения, а также формы представления  и существования можно выделить типы правил и механизмов принуждения  к их соблюдению.

     Институты реализуются в поведении. Институты  действуют, когда имеет место  некое поведение, подчиненное (в  той или иной мере) заданным правилам, устойчивое и прогнозируемое.

     Следовательно, институты можно рассмотреть  как отношение, на одной стороне  которого коллективные действия по контролю за поведением (включая «придуманные людьми» правила и «характеристики принуждения»), а другой стороне – реальное поведение, соблюдающее установленные правила.

     Только  принимая во внимание реальное поведение  и меру подчинения установленным  правилам возможно оценить действующие в обществе институты.

     Таким образом, если мы хотим понять и объяснить  институты, необходимо показать, каким  образом они возникают из социального  взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Аузан А.А. Институциональная экономика Учебник / А.А.Аузан - М.: Инфра-М. 2006. – 415 с.

2. Вольчик В.В.Курс лекций по институциональной экономике Ростов / В.В.Вольчик. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. – 80 с.

3. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты / Я.И.Кузьминов, К.А.Бендукидзе, М.М.Юдкевич. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 442 с.

4. Ходжсон Дж. Что такое институты?/ Дж.Ходжсон // Вопросы экономики. - 2007. -№8. - C. 28-48.

Информация о работе Сущность и функции институтов в различных направлениях современного институционализма