Сущность и функции банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Переход от командно-административной к рыночной экономике вызывает необходимость освоения нового механизма и методов управления финансами. Начало широкомасштабных процессов акционирования и приватизации, рост числа вновь создаваемых коммерческих банков обусловил громадный интерес к проблеме банковского менеджмента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1: Сущность и основные принципы банковского менеджмента.
1. Историческая справка. Сферы деятельности АКБ «************»………. 5
2. Основные этапы развития банковского менеджмента……………………… 7
3. Системы отношений и режимы функционирования
в банковской системе ……………………………………………………………... 12

Глава 2: Организационные основы банковского менеджмента.
2.1. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…………. 13
2.2. Цели и задачи финансового менеджмента…………………………………... 16

Заключение ................................................................................................................... 20
Список использованной литературы ……………………………………… 22
Приложение 1 ………………………………………………………………………… 23
Приложение 2 ………………………………………………………………………... 25
Приложение 3 ………………………………………………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Для АКБ «**********», работающего в условиях непрерывного изменения конъюнктуры денежного рынка, важное значение приобретает также собственный менеджмент, позволяющий успешно решать стоящие перед ним задачи.

     Банковский менеджмент имеет  определенную специфику, обусловленную  характером деятельности данного  подразделения. Банк «**********» предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, фирмам, населению, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах. Вместе с тем банк «работает» с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организаций, акционерных предприятий и обществ, частных лиц. В результате банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов.

     Таким образом, банк выступает  выразителем не только своих,  частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было  свойственно банку всегда, без  него невозможно обеспечить ликвидность  баланса, а значит, устойчивость банка на денежном рынке. 

    Основными целями банковского менеджмента являются:

    • Обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия его надежности, соблюдение интересов кредитора и вкладчика;
    • Обеспечение рентабельности работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;
    • Максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;
    • Сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;
    • Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.
 

     Банковский менеджмент подразделяют на две большие группы. Первая сфера охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами. Находящимися в компетенции банка; втораяс организацией и управлением банковским коллективом.

     Первая группа состоит из следующих направлений:

        • Планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу;
        • Управление активами;
        • Управление пассивами;
        • Управление собственными средствами;
        • Управление рентабельностью;
        • Управление рисками в банковской деятельности.

     Вторая группа состоит из разработки концепции управления трудовым коллективом и т.д. Персонал – самый важный ресурс банка. Успех банка зависит от участия в его работе опытных и компетентных специалистов, занимающих ключевые посты. Развитие индивидуальных навыков, совершенствование знаний и опыта коллектива являются приоритетным направлением в работе руководителя подразделения.

     Каждый руководитель любого отдела  банка «**********» несет ответственность за создание соответствующей среды. Он определяет проблемы, возможности и потребности, которые могут быть решены благодаря обучению специально отобранного персонала управленческим и техническим нормам. В его компетенции планирование такого обучения и пути ежедневного совершенствования своих подчиненных. Для повышения профессионального уровня персонала в банке «**********» существуют следующие направления:

    • Предоставление специалистам возможности обучения и выдвижение на ключевые посты в подразделении;
    • Разъяснение персоналу нормативов и требований к результатам работы;
    • Периодическая оценка результатов работы и потенциала каждого подчиненного;
    • Персональная работа с каждым подчиненным;
    • Развитие программы профессионального обучения в учреждении, которая бы обеспечивала мобильность персонала со стимулами по удержанию персонала;
    • Периодическое совершенствование должностных инструкций, их обновление в соответствии с меняющимися условиями.

     Участие в этой работе сотрудников  отдела кадров только усиливает,  придает значимость работе руководителя, но не подменяет его. Работа  заключается, но не ограничивается  следующим:

    • Эффективное ориентирование и обучение новых сотрудников;
    • Обучение в процессе трудовой деятельности, чтобы каждый работник мог эффективно выполнять те функции, которые на него возложены;
    • Координирование подготовки персонала с нуждами банка;
    • Создание возможности приобретения опыта и проведение обучения, необходимого для развития карьеры работника, разработка механизмов удержания работников.

     Объектом современного банковского  менеджмента является система  следующих функционально различных элементов:

     1) кредитно-депозитные услуги;

     2) расчетно-клиринговые услуги;

     3) страховые услуги;

     4) инвестиционно-фондовые услуги;

     5) трастовые услуги;

     6) услуги по лизингу;

     7) услуги по факторингу;

     8) услуги по финансовому консультированию;

     9) услуги по целевому использованию денежных средств на жилищное строительство;

     10)трансферт  и обмен валют и т.д.

     Дальнейшее развитие рынка финансовых  услуг во многом будет зависеть  от;

     - удовлетворенности клиентов получаемыми  услугами;

     - отношений клиентов со служащими учреждений, оказывающих услуги;

     - степени обученности и профессионального  умения управленческого персонала  этих учреждений;

     - развития программно-информационного  обеспечения и производства технических  средств;

          - маркетинга финансовых услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Системы отношений и режима функционирования в банковской системе.

      

     Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность какая либо кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банк «**********» старается постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка «**********» ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

     Другими словами, банковский менеджмент  представляет собой взаимосвязанные  и взаимозависимые системные  параметры: 

  • финансово-экономических показателей (ФЭ);
  • организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
  • функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ    БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 

2.1.Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке

 

     Процессы разработки и реализации  комплексных технологий по построению  оптимальных отношений, касающихся  формирования и использования  денежных потоков, реинжиниринга  бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

   Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (см. таблицу 1).

   Банк  — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным  и заемным.

   Этот  капитал рассматривается с позиции  самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах.  Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке.  Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в таблице 2.

   Банковский  менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением  процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

    Основное назначение банка «**********»— это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации АКБ «**********» своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

   Как я отметила выше, экономические интересы коммерческого банка и клиента  не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

   Постоянное  изменение внешних условий, в  которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует  соответствующей реакции со стороны  коммерческого банка — глубокого  анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции.  Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка «**********», обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Информация о работе Сущность и функции банковского менеджмента