Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Работа содержит 1 файл

реферат № 1.docx

— 41.20 Кб (Скачать)

Введение

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения  в процессе создания и использования  денежных средств. Их возникновение  произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному  товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием  государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость финансов в  условиях товарно-денежных отношений  объясняется тем, что финансы  необходимы для распределения стоимости  общественного продукта. Только с  помощью категории финансов осуществляется этот процесс. Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от распределения  будет зависеть процесс воспроизводства.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства  и процесс в целом. Объективные  предпосылки влияния связаны  с двумя обстоятельствами: 1. Финансы  функционируют во всех сферах общественного  производства (производстве, обращении, потреблении). 2. Финансы обладают потенциальным  свойством быть катализатором экономических  процессов (что вытекает из распределительной  функции).  
Поскольку финансы - это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

 

 

 

 

 

  1. Сущность финансов

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и  сфера действия финансовых отношений  определяются общественным экономическим  строем, природой и функциями государства.

Задолго до возникновения  финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное  устройство,    но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.

Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах  Италии и сначала обозначал любой  денежный платеж. В дальнейшем он получил  международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  между населением и государством, возникающих в процессе образования  государственных фондов денежных средств.

Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности  государства; регалии (монопольное  право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными  товарами); займы, прочие сборы и  повинности [3].

Характерными чертами  ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных  доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов  и повинностей резко сократилась  и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной  казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов {как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения  приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном  бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

По мере развития государственности  и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды  денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных  с формированием и использованием этих фондов.

В настоящее время финансы  вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью  финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим  разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Понятие «финансы» часто  отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих  под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут  быть финансовыми. У финансов есть еще  ряд признаков, по которым можно  всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:

  • субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;
  • в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;
  • регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Исходя из вышеперечисленных  признаков финансов можно сформулировать следующее определение. Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства [3].

Условием функционирования финансов является наличие денег, а  причиной появления   финансов   служит   потребность   субъектов   хозяйствования   и государства  в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

       Финансы   незаменимы  потому,  что  позволяют   приспособить  пропорции к   нуждам  потребления,  обеспечивая   в  сфере  хозяйствования

удовлетворение постоянно  меняющихся  воспроизводственных  потребностей.  Это происходит с  помощью  формирования  денежных  фондов  целевого  назначения. Развитие общественных потребностей приводит к  изменению состава и  структуры  денежных  (финансовых)  фондов,   создаваемых   в   распоряжении   субъектов хозяйствования [4, c. 7].

 

 

2.Функции финансов

Сущность финансов, как  и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением. Также кроме двух основных функций выделяют еще регулирующую функцию (на макроуровне эта функция позволяет регулировать расходы государства на развитие не только социальной сферы, но и на расширение общественных нужд государства).

Каждая  финансовая  операция  означает  распределение   общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением [2].

       Распределительная  функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так  называемых  основных,  или  первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.  Основные  доходы  формируются при  распределении  национального  дохода  среди  участников   материального производства. Они подразделяются на две группы:

         1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян,  занятых в сфере материального производства

        2. Доходы предприятий сферы материального производства [4, c. 12].

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение  национального дохода, связанное  с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и др.[2].

       Контрольная  функция финансов тесно связана  с распределительной. С помощью  финансов государство распределяет  общественный продукт не только  в натурально-вещественной форме,  но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и необходимым контролем за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Главное назначение контроля - способствовать наиболее рациональному использованию  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью  повышения эффективности общественного  производства.

       Будучи  инструментом формирования и  использования денежных  доходов   и фондов,  финансы  объективно  отражают  ход   распределительного   процесса. Контрольная  функция  проявляется  в  контроле  за  распределением  ВВП   по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

       В   условиях  перехода  на  рыночные  отношения  финансовый  контроль

направлен на  обеспечение  финансового  развития  общественного  и  частного производства, ускорение научно-технического прогресса,  всемерное  улучшение качества  работы  во  всех  звеньях  народного  хозяйства.   Он   охватывает производственную  и   непроизводственную   сферы,   нацелен   на   повышение экономического  стимулирования,  рациональное  и   бережливое   расходование материальных,  трудовых,   финансовых   ресурсов   и   природных   богатств, сокращение    непроизводительных    расходов    и     потерь,     пресечение бесхозяйственности  и   расточительства.   Благодаря   контрольной   функции финансов,  общество   знает  о  том,   как    складываются    пропорции    в распределении денежных средств, насколько  своевременно  финансовые  ресурсы поступают в распоряжение  разных  субъектов   хозяйствования,   экономно   и эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.[4, c. 15]

       Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем оказывается воздействие на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский). 
       Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль проводят также законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органон власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств [2].

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений. 
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение. 
       Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины [2].

Информация о работе Сущность финансов