Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, реферат
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Введение
Финансы являются одной из
важнейших экономических
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс. Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от распределения будет зависеть процесс воспроизводства.
Финансы, являясь инструментом
второй стадии общественного воспроизводства,
могут влиять на все стадии воспроизводства
и процесс в целом. Объективные
предпосылки влияния связаны
с двумя обстоятельствами: 1. Финансы
функционируют во всех сферах общественного
производства (производстве, обращении,
потреблении). 2. Финансы обладают потенциальным
свойством быть катализатором экономических
процессов (что вытекает из распределительной
функции).
Поскольку финансы - это распределительная
категория, то общество использует ее
для своих целей. Сознательное использование
финансов в интересах общества и отдельных
его элементов превращает финансы из объективной
экономической категории в экономический
инструмент хозяйствования.
Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.
Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.
Изначально финансы
Характерными чертами
ранних финансов были неразделение ресурсов
монарха и государства и
По мере развития государственности
и товарно-денежных отношений возникли
новые общегосударственные
В настоящее время финансы
вступили в новую стадию развития.
Это обусловлено
Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:
Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение. Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства [3].
Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования
удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования [4, c. 7].
2.Функции финансов
Сущность финансов, как
и любой экономической
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением [2].
Распределительная
функция проявляется при
1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства
2. Доходы предприятий сферы материального производства [4, c. 12].
Однако доходы, образуемые
в результате первичного распределения,
не образуют общественных денежных фондов,
необходимых для развития приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. Поэтому необходимо дальнейшее
распределение или
Контрольная
функция финансов тесно
Финансы осуществляют контроль
на всех стадиях создания, распределения
и использования общественного
продукта и национального дохода.
Главное назначение контроля - способствовать
наиболее рациональному использованию
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств с целью
повышения эффективности
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль
направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.[4, c. 15]
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем оказывается воздействие на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Финансовый контроль является деятельностью особых
контролирующих органов. В зависимости
от субъектов, осуществляющих финансовый
контроль, он разделяется на общегосударственный,
ведомственный, внутрихозяйственный,
общественный и независимый (аудиторский).
Общегосударственный
(вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной
власти и управления (Президент и Правительство
РФ, Федеральное собрание, Министерство
финансов, Министерство по налогам и сборам
и др.). Контролю подлежат объекты независимо
от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный
финансовый контроль проводят также законодательные
органы власти, финансовые, налоговые,
кредитные учреждения, госкомитеты, министерства
и ведомства, отделы местных органон власти.
Важнейшей функцией законодательных органов
является контроль за состоянием финансов,
за расходованием государственных средств
[2].
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные
отделы министерств, ведомств. Они проверяют
финансово-хозяйственную деятельность
подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые
службы предприятий, учреждений (бухгалтерии,
финансовые отделы). В их функции входит
проверка производственной и финансовой
деятельности предприятия и его структурных
подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе
выполнения финансовых планов, в ходе
самих хозяйственно-финансовых операций.
Его задача - своевременный контроль правильности,
законности и целесообразности произведенных
расходов, полученных доходов, полноты
и своевременности расчетов с бюджетом.
Он проводится повседневно финансовыми
службами с тем, чтобы своевременно обнаружить
и установить допущенные ошибки. Оперативность
и гибкость здесь имеют первостепенное
значение.
Последующий
финансовый контроль организуется в форме проверок
и ревизий правильности, законности и
целесообразности произведенных финансовых
операций. Основные его задачи — выявление
недостатков и упущений в использовании
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
возмещение нанесенного ущерба, привлечение
к административной и материальной ответственности
виновных лиц, принятие мер по предотвращению
случаев нарушения финансовой дисциплины
[2].